Сбор информации с помощью UPC и EDI

Главная - Информация в розничной торговле - сбор и обработка данных, маркетинговые исследования - Сбор информации с помощью UPC и EDI

Для того чтобы собранные и обработанные данные можно было более эффективно применить, все больше розничных торговцев сегодня используют универсальный код товара (Universal Product Code - UPC) и электронный обмен данными (Electronic Data Interchange - EDI) - общее название группы стандартов безбумажной технологии.

С помощью универсального кода товара (UPC) товары (или прикрепленные к ним ярлыки) маркируются набором толстых и тонких вертикальных линий, представляющим идентификационный код каждого продукта. Маркировка UPC-A (более распространенный формат) включает как линии, так и цифры. Эти линии "считываются" сканирующим устройством, установленным на контрольно-кассовых пунктах. При этом кассирам не нужно осуществлять трансакции (т.е. вводить цифры и другие данные) вручную, хотя они могут это сделать при необходимости.

Поскольку люди не могут прочитать UPC, розничный торговец или поставщик (фирма-производитель) должен прикрепить к каждому товару ярлык или наклейку с указанием размера, цвета и других данных (если этой информации нет на упаковке или на товаре). И учитывая, что UPC не включает информацию о цене, она также должна быть указана на ярлыке или наклейке.

Используя технологию на основе UPC, розничные торговцы могут мгновенно регистрировать информацию о модели, размере, цвете и других параметрах товара в момент его продажи, а также пересылать эти данные в компьютерную систему, которая следит за объемами поштучных продаж, уровнями запаса товаров и другими факторами. При этом преследуется цель более эффективного получения данных о продаже товаров, совершенствования процесса управления запасами и контроля над ними, ускорения трансакций, увеличения эффективности, уменьшения опечаток (механических ошибок) при обработке трансакций и координации потока информации.

С момента своего появления UPC-технология была значительно усовершенствована. Сегодня это принято как промышленный стандарт для розничных фирм, торгующих продуктами питания и товарами общего профиля; сюда относятся и специализированные магазины. 26 июня 1974 года в магазине Mars Supermarket в Трое, штат Огайо, несколько человек на контрольно-кассовом пункте проводили эксперимент и надеялись, что никогда не использовавшийся раньше UPC-код на упаковке жевательной резинки Wrigley's будет правильно считан сканирующим устройством. Так оно и произошло, а все остальное не имеет значения.

А в настоящее время, по оценкам Совета по единым кодам (Uniform Code Council), сканируется 5 миллиардов UPC ежедневно. UPC-код - уникальный идентификатор каждого товара, однозначно определяет соответствующую ему единицу учета запасов (SKU). Например, у бутылки шампуня емкостью 500 мл и бутылки точно такого же шампуня емкостью 1000 мл - разные UPC-коды. Как оказалось, ценность информации, содержащейся в UPC-кодах, в 20 раз выше, чем первоначально полагали создатели данной системы. "Мы думали, что система UPC-кодов станет жизненно необходимым инструментом для торговли продуктами питания,- говорит Алан Хаберман, член комитета по созданию UPC-кодов. - Но мне кажется, мы слабо представляли себе, какое огромное влияние окажет эта технология на деловой мир и на потребителей".

Практически каждый раз, когда трансакции продаж или данные о запасах товаров сканируются компьютером, используется UPC-технология. Более чем 200 тысяч производителей и розничных торговцев по всему миру входят в Совет по единым кодам, промышленную ассоциацию, которая руководит установкой и продвижением межотраслевых стандартов идентификации товаров.

С помощью электронного обмена данными (EDI) розничные торговцы и поставщики через свои компьютеры регулярно обмениваются информацией об уровнях запасов, сроках доставки, объемах поштучных продаж и прочем для конкретных товаров. В результате обе стороны могут принимать более оптимальные решения, лучше контролировать ровни запаса товаров и более чутко реагировать на тенденции покупательского спроса. На основе сканирования UPC-кодов происходит постоянная генерация данных о товарах для EDI.

Вот как использует EDI фирма - производитель инструментов Black & Decker и связанные с ней розничные торговцы. На контрольно-кассовом пункте кассир сканирует штрих-код, стоящий на инструменте. Полученная после сканирования информация пересылается из компьютера магазина в компьютеры главного управления компании Black & Decker, расположенного в Мэриленде, в результате чего автоматически создается заказ на закупку новых инструментов взамен тех, которые были проданы. Производитель получает бесценную информацию, которую он может использовать для прогнозирования и торговли. Главные клиенты фирмы Black & Decker - розничные торговцы - обычно предоставляют с помощью EDI отчеты о продажах в своих торговых точках еженедельно.

А с ростом Internet появляются новые, революционные способы использования EDI фирмами-производителями и розничными торговцами. Открывающиеся перспективы просто поражают воображение, поскольку они заключают потенциал для восстановления управления цепью поставок в не столь отдаленном будущем. Обмен данными об уровнях запаса товаров, тенденциях продаж, сроках отгрузки-получения и прогнозирования спроса на товары через Web, а не по телефону или факсу, - все это позволит розничным торговцам существенно снизить затраты на поддержание цепи поставок и обеспечить более высокий уровень обслуживания покупателей.

"Долгое время мы смотрели на Internet как на "дверь", средство обмена информацией с партнерами. Но в конце концов это будет "окно", в которое смогут заглянуть наши поставщики, чтобы получить более точное представление о нашей фирме, как и мы - о них, - объясняла Рэчел Чейз, директор отдела электронной коммерции в Target Corporation. - В идеале это позволит нам и нашим поставщикам принимать более оптимальные решения".

Актуальная дата: 20.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля