Решения, принимаемые при построении информационной системы розничной организации

Главная - Информация в розничной торговле - сбор и обработка данных, маркетинговые исследования - Решения, принимаемые при построении информационной системы розничной организации

Информационная система розничной организации (Retail Information System - RIS)

При построении информационной системы розничной организации необходимо принять ряд решений. Для этого нужно найти ответы на следующие вопросы.

• Насколько активную роль предстоит играть RIS? Будет ли ее целью активный поиск и распространение любой информации, имеющей отношение к данной фирме, или просто пассивная реакция на запросы менеджеров в случае возникновения проблем? Самые лучшие системы активны по своей природе, так как их цель - предвидеть и упреждать события.

• Кто должен заниматься управлением RIS - сотрудники фирмы или специалисты со стороны? Многие розничные фирмы самостоятельно управляют RIS, но некоторые нанимают для этого специалистов со стороны. Любой из этих вариантов приемлем, главное, чтобы удовлетворялись информационные потребности розничной фирмы. Есть также фирмы, имеющие собственную RIS и использующие сторонние фирмы для выполнения конкретных задач (таких как проведение опросов и исследований, а также поддержка и сопровождение компьютерных сетей).

• Сколько должна стоить RIS? Розничные торговцы обычно тратят на информационные системы от 0,5 до 1,5% своего дохода. В этом смысле розничная торговля отстает от других отраслей. Например, фирмы-производители, у которых розничные торговцы покупают товары и услуги, тратят на информационные системы гораздо больше. Насколько технологичной должна быть RIS? Мелкие фирмы могут собирать данные на собраниях промышленных объединений (или торговых ассоциаций), из опросов потребителей и т.д. Но фирмы покрупнее при сборе и анализе информации в большей степени полагаются на технологию. С появлением персональных компьютеров, недорогих локальных компьютерных сетей и недорогого программного обеспечения технологии стали намного проще и более доступными для их использования в RIS. Даже местный гастроном может создавать еженедельные отчеты о продажах по категориям товаров, выявлять неходовые товары и устанавливать на них специальные (резко сниженные) цены.

• Какого количества данных достаточно? Цель RIS - регулярно обеспечивать розничную фирму информацией в объеме, достаточном для того, чтобы руководители могли принимать наилучшие (оптимальные) стратегические решения. Задача RIS вовсе не состоит в том, чтобы завалить менеджеров информацией. Это означает, что необходимо найти оптимальный баланс, грань между слишком малым, недостаточным объемом информации и информационным перенасыщением. Чтобы избежать второго, следует отсеивать ненужные данные, устраняя дублирование и излишнюю информацию.

• Как следует распространять данные по фирме? Нужно решить, кто должен получать разнообразные отчеты, как часто будут распространяться данные и как будет происходить доступ к базам данных. Если в фирме есть несколько подразделений или она работает в разных регионах, то необходимо координировать доступ к информации и ее распространение.

• Как следует сохранять данные для будущего использования? Необходимые данные следует сохранять так, чтобы их было легко находить и извлекать и проводить продольный анализ (т.е. изучение некоторого явления, например поведения групп потребителей, в разные моменты времени и сравнение данных за различные периоды).

Исследования розничных фирм показали, что многие из них создали специальные отделы информационных систем. В более крупных фирмах, как правило, есть начальник отдела информации, который отвечает за работу RIS. Обычно отделам информационных систем спускают официальные планы работы на год в письменной форме. Большинство компаний, проводящих анализ с помощью информационных технологий, используют для этого компьютеры; кроме того, многие фирмы для выполнения некоторых RIS-функций используют Web. По прогнозам, розничные фирмы будут использовать информационные системы все более и более широко. Но информационные системы розничных фирм имеют очень существенные отличия, обусловленные разницей доходов и форматов этих фирм.

По мере того как компьютерные технологии становились более совершенными и менее дорогими, все больше розничных торговцев (всех типов) стали разрабатывать всесторонние информационные системы. Например, 20 лет назад сканирующие системы были только у 1% супермаркетов, а сейчас они есть почти во всех супермаркетах. 25 лет назад большинство компьютеризированных систем использовалось только для того, чтобы уменьшить количество ошибок кассира и усовершенствовать систему управления запасом товаров. А сегодня они составляют основу информационной системы розничной фирмы и используются для проведения опросов и исследований, заказа товаров и их транспортировки между магазинами, а также для разных других видов деятельности. Причем такие способы использования компьютерных технологий внедрены как в мелких, так и в крупных розничных компаниях.

Согласно результатам одного исследования розничных фирм небольшого и среднего размера, 80% из них имеют компьютеризированные системы финансовых операций, 70% с помощью компьютеров анализируют данные продаж и 60% имеют компьютеризированные системы управления запасом товаров.

Актуальная дата: 20.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля