Примеры сбора и обработки данных розничными компаниями

Главная - Информация в розничной торговле - сбор и обработка данных, маркетинговые исследования - Примеры сбора и обработки данных розничными компаниями

Путешествие с фирмой Mountain Travel Sobek

Mountain Travel и Sobek первоначально были отдельными компаниями. Первая специализировалась на приключенческих турах в отдаленные уголки Земли, а вторая - на водных походах на лодках и плотах. В 90-х годах прошлого века эти фирмы объединились в одну компанию под названием Mountain Travel Sobek (MTS). Сегодня это крупнейшая в мире фирма, организующая приключенческие туры. Она предлагает больше сотни различных туров в 60 странах на шести континентах.

Составить демографический "портрет" целевого рынка компании MTS довольно трудно, поскольку возраст ее клиентов изменяется в диапазоне от 20 до 80 лет. Но, тем не менее, клиентов можно разбить на группы по образу жизни. Это энергичные и увлеченные люди, которые предпочитают активный отдых и любят пешие походы, сплав на плотах и байдарках. К предлагаемым компанией MTS турам относятся такие, как "Сафари среди дикой природы Кении", "По Лазурному берегу", "За Южный полярный круг", "На велосипеде по Провансу" (Прованс - историческая область на юго-востоке Франции), "Путешествие на Эверест" и "На байдарках по Португалии".

И хотя компания MTS знаменита прежде всего своими трудными походами, рассчитанными на закаленных путешественников, около трети ее предложений - это достаточно простые, несложные маршруты. Сложность туров компания MTS измеряет по пятибалльной шкале, где 1 соответствует самому легкому, а 5 - самому сложному, требующему наибольшего напряжения и усилий маршруту. "Единичке" может соответствовать небольшое путешествие на лодке или выезд на природу в дикую местность, в то время как "пятерка" будет обозначать уже пеший поход на большое расстояние по высокогорью или путешествие по реке, требующее от участников достаточного опыта байдарочных походов.

Очень популярен 220-километровый пеший поход по тундре, горным тропам и лесам Арктического национального парка, одного из районов Аляски, где сохранилась настоящая нетронутая дикая природа. Участники похода проходят трехдневное обучение управлению собачьей упряжкой и умениям выживать в условиях зимы, разбивать лагерь и устраивать стоянку. Обучение проводит инструктор, имеющий большой опыт арктических экспедиций. Собачьи упряжки не могут везти участников на протяжении всего 16-дневного путешествия, поэтому делается расчет на то, что путешественники достаточно долгое время будут идти на лыжах рядом с упряжкой. Стоимость этого тура составляет 4460 долларов на человека.

В компании MTS знают, что большинство ее клиентов предпочли бы индивидуальные, а не групповые туры. Тем не менее в компании стараются сделать групповые туры привлекательными для участников с помощью особой стратегии розничной торговли. Сущность этой стратегии - специальный подбор гидов, маршрутов и способов размещения (жилья). Люди, путешествующие с компанией MTS, смотрят на инструктора по туризму как на звено, связывающее их с другой культурой, поскольку гид знает язык, культуру, окружающую среду и людей той страны, по которой они путешествуют. Способы размещения (жилье) в типичном туре компании MTS совершенно не предназначены для людей, которым требуются исключительно комфортные условия. Жилье может быть разным - от хижины, находящейся в самом сердце эквадорских дебрей Амазонки, до роскошного палаточного лагеря в Африке и отремонтированного фермерского дома в Тоскане (Италия). В крупных городах клиенты фирмы MTS останавливаются в первоклассных отелях со всеми удобствами. Но, как правило, их размещают в стороне от стандартных туристских маршрутов и способы этого размещения далеки от типовых. Например, в качестве душа могут предложить ведро с водой или бочку, вода в которой нагревается на солнце.

Ясно, что компании MTS нельзя обойтись без собственной информационной системы.

OBI - организация хранилищ данных в крупнейшей немецкой фирме по ремонту квартир

Находящаяся в Германии в Вермелскирхене крупнейшая сеть OBI, в которую входит больше 300 магазинов "Все для дома и ремонта", разрешает своим франчайзи получать удаленный доступ к огромному хранилищу данных фирмы. При этом все, что нужно франчайзи, - это компьютер, Web-броузер и всепоглощающее желание обскакать конкурентов. Глава фирмы OBI говорит, что многие из них извлекают выгоду из этого новаторского союза Internet и технологий организации хранилищ данных: "Активные пользователи говорят мне, что они уже смогли понизить затраты на содержание запаса товаров на 15%, и это не нанесло никакого ущерба продажам. Они урезали объем средств, пущенных на содержание запаса товаров, выявив медленно оборачивающиеся товары и сократив их запасы соответствующим образом. Это позволило освободить место для других товаров, получить более разнообразный ассортимент и ускорить оборот быстро продаваемых (ходовых) товаров".

В фирме OBI ото всех франчайзи требуют использовать одинаковые компьютерные системы для сбора данных в торговых точках, чтобы облегчить перенос данных в хранилище. Франчайзи могут выбирать аппаратное обеспечение по своему усмотрению, лишь бы оно удовлетворяло требованиям программного обеспечения фирмы OBI, которое они обязаны использовать. И только от них зависит, смогут ли они извлечь максимальные преимущества из тех инструментов, которые предоставлены в их распоряжение. Менеджеры магазинов могут получить доступ к этим отчетам в режиме "on-line". Если же в отчетах отражены не все аспекты, то менеджеры самостоятельно делают запрос в хранилище данных. Каждому отдельному пользователю системы могут понадобиться какие-то особые, а не стандартные данные.

Компания OBI не вписывается в образ ни одной из розничных фирм США. Она на 100% состоит из франчайзинговых предприятий. В высшей степени своеобразный набор товаров в ее магазинах также противоречит ее "сетевой" природе. Стратегия компании OBI построена на признании того факта, что спрос существенно меняется от одного магазина к другому, и в поощрении франчайзи к тому, чтобы предлагать товары с учетом местных потребностей и условий. По словам топ-менеджара компании "магазины будут получать значительное количество одинаковых товаров, но доля ассортимента, характерного только для каждого конкретного магазина, может доходить до 25%. А в среднем она составляет 10%". Уникальные товары, которые продают франчайзи фирмы OBI, нельзя найти в других регионах страны. Это местные товары, которые хотят видеть в магазинах местные жители. Франчайзи имеют большую свободу относительно информации, к которой они получают доступ, и способов доступа к ней".

Один из наиболее широко используемых способов позволяет менеджеру магазина оценить, как отдельные SKU (единицы учета запасов) или широкие категории товаров продаются в его магазине по сравнению с пятью другими магазинами фирмы OBI по выбору менеджера. Но нельзя сравнить работу одного магазина с другим, отдельно взятым магазином; это сделано для сохранения конфиденциальности информации каждого франчайзи. Менеджеры магазинов применили доступную им информацию на пользу делу. Они изменили расположение отделов магазина, скорректировали уровни запаса товаров, стали проводить независимые рекламные акции и экспериментировать с повышением и понижением цен. В компании OBI все эти решения принимаются на уровне магазинов.

Актуальная дата: 21.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля