Демографические характеристики потребителей

Главная - Как правильно определить, понять и привлечь своих покупателей - Демографические характеристики потребителей

Группы потребителей и отдельных покупателей можно идентифицировать по таким демографическим характеристикам, как пол, возраст, прирост (населения), жизненные ожидания, грамотность, язык общения, размер семьи, семейное положение и количество детей, уровень дохода, объем розничных покупок, мобильность, место жительства, занятость, род занятий, уровень образования и национальная или расовая принадлежность. Перечисленные характеристики оказывают значительное влияние на то, как люди совершают розничные покупки, а также на действия розничных торговцев.

Розничный торговец должен иметь некоторое представление об общих демографических тенденциях, а также о демографических характеристиках своего целевого рынка. Данные по регионам - это полезная информация, которая может служить отправной точкой для розничных торговцев, поскольку большинство фирм по своей природе являются местными и региональными.

Чтобы хорошо понять демографическую ситуацию, важно также знать следующие факты.

• Годовой доход типичной американской или западноевропейской семьи за вычетом налогов составляет 35 тысяч долларов. Доходы одной шестой части семей (самых богатых) составляют 75 тысяч долларов и выше, а доходы одной пятой части семей (самых бедных) - не превышают 15 тысяч долларов. При высоком уровне доходов люди, как правило, имеют дискреционный доход (discretionary income) - т.е. деньги, остающиеся после уплаты налогов и покупки товаров, необходимых для удовлетворения основных потребностей.
• Одна шестая часть населения каждый год меняет место жительства, но 60% всех переездов происходят в пределах одной и той же местности.
• В США женщин на 6 миллионов больше, чем мужчин, и 60% женщин в возрасте от 16 и старше работают (причем многие - полный рабочий день).
• Большинство американцев и граждан Евросоюза занято в сфере услуг. Кроме того, в настоящее время больше профессионалов и служащих ("белых воротничков"), чем раньше, и меньше производственных рабочих ("синих воротничков") и работников сельского хозяйства.
• Многие взрослые граждане экономически развитых стран посещали университет (колледж), причем одна четвертая часть всех взрослых в возрасте 25 лет и старше по меньшей мере закончили колледж с четырехгодичным сроком обучения.

Все вышесказанное позволяет получить представление о демографической ситуации в США и странах Западной Европы, но, тем не менее, демографические параметры потребителей меняются от одного региона к другому. Даже в пределах одного штата (области) или города в одних местах население имеет более высокую плотность, богаче, старше и образованнее, чем в других. Поскольку большинство розничных торговцев работают на местном уровне или только в некоторых частях отдельных регионов, они должны собирать данные о людях, живущих в их торговых зонах (территория, в пределах которой данное торговое предприятие осуществляет свою деятельность), и о тех, кто может стать их постоянными клиентами.

Розничный торговец может определить свой целевой рынок на основе некоторой комбинации перечисленных ниже демографических факторов и в соответствии с этим планировать свою стратегию розничной торговли.

Размер рынка. Сколько потребителей охватывает целевой рынок?
Пол. Является ли целевой рынок преимущественно "мужским" или "женским" либо оба пола представлены примерно в равных пропорциях?
Возраст. На какие основные возрастные группы ориентируется фирма?
Размер семьи. Каков средний размер семьи?
Семейное положение и дети. Потребители одиноки или состоят в браке? Есть ли в их семьях дети?
Доход. К какой категории относится целевой рынок - с низкими, средними или высокими доходами? Имеют ли они дискреционный доход, позволяющий покупать предметы роскоши?
Потенциал розничных продаж. Каков потенциал розничных продаж целевого рынка для категории товаров или услуг розничного торговца?
Коэффициент рождаемости. Насколько важны коэффициенты рождаемости для категории товаров или услуг розничного торговца?
Мобильность (смена места жительства). Какой процент целевого рынка переезжает каждый год (в торговую зону и из нее)?
Где люди живут. Насколько велика торговая зона, из которой можно реально привлечь покупателей?
Занятость. Есть ли на целевом рынке работающие женщины, пенсионеры и т.д.?
Род занятий. В каких отраслях работают люди? Чем они занимаются? Являются ли они профессионалами (лица свободной профессии или интеллигентного труда, т.е. адвокаты, врачи, архитекторы, преподаватели и т.д.), офисными работниками либо имеют какой-то другой род занятий?
Образование. Имеют ли покупатели высшее образование (закончили университет, институт, колледж)?
Этническая (расовая) принадлежность. Содержит ли целевой рынок некую явно выраженную расовую или этническую подгруппу?

Актуальная дата: 25.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля