Слияние, диверсификация и сокращение

Главная - Классификация розничных институтов по комплексам стратегий магазинной торговли - Слияние, диверсификация и сокращение

Некоторые фирмы используют слияние и диверсификацию, чтобы поддержать устойчивый рост продаж в условиях жесткой конкуренции (или когда институциональная категория, в которой они работают, достигает этапа зрелости). Можно ожидать, что для более сильных фирм эта тенденция проявится позже.

Слияние (merger) - это объединение розничных фирм, имеющих разных владельцев. Диверсификационное слияние имеет место между розничными фирмами различного типа, например, такими как сеть универсальных магазинов и сеть аптек.

Специализированное слияние происходит между розничными фирмами одинакового типа, например между двумя местными банками или двумя сетями универсальных магазинов. Осуществляя слияние, розничные фирмы надеются вместе увеличить свои ресурсы, покупательскую базу, эффективность, вес на переговорах (или рыночную власть, позволяющую отстаивать свои интересы), уменьшить количество недостатков и слабых мест и получить конкурентные преимущества.

Розничным фирмам, обладающим достаточно большими ресурсами, этот способ позволяет быстрее расти, а слабым фирмам - улучшить свои перспективы "выживания" на длительный срок (или получить некоторую прибыль на инвестированный капитал за счет продажи активов).

Диверсификация (diversification) означает, что розничные торговцы начинают заниматься видами бизнеса, не относящимися к их обычной сфере деятельности, и приобретать магазины, в которых продаются товары или услуги других категорий. Например, чтобы выйти за рамки своего основного бизнеса, фирма The Limited, Inc. разработала новые линии одежды Express (для молодых женщин) и Structure (для мужчин), а также туалетные принадлежности Bath & Body Works. Кроме того, она приобрела фирму Victoria's secret (продажа женского белья по почтовым заказам и в магазине), фирму Henri Bendel (Женская одежда высокого качества) и Lane Bryant (одежда для полных женщин).

В результате слияния и диверсификации размеры многих розничных сетей очень сильно увеличились. Но от этого подхода выиграли далеко не все. Более сильные фирмы расширяются, но в настоящее время также наблюдается сокращение (downsizing) (когда закрывают неприбыльные магазины либо продают филиалы или подразделения) розничных фирм, недовольных результатами своей работы (все это аналогично ситуации в производстве).

Поскольку диверсификация Kmart не оправдала ожиданий, фирма закрыла или распродала практически все предприятия, не относящиеся к сфере дисконтных универсальных магазинов (включая книжные магазины Borders', магазины Builders Square, Office Max, Sports Authority и аптеки Pay Less).

Можно ожидать, что тенденция к сокращению сохранится, и на это существует несколько причин. Во-первых, многие розничные фирмы слишком расширились и теперь у них нет ни достаточного количества ресурсов, ни управленческого таланта, чтобы преуспевать, не экономя и не сокращая расходы. Во-вторых, стремясь открывать все новые и новые магазины, некоторые фирмы выбрали для них неудачные места (так как в лучших местах рынок уже насыщен). В-третьих, такие розничные фирмы, как Barnes & Noble, больше заинтересованы в том, чтобы иметь меньше магазинов, но крупнее, а также работать в Web. В-четвертых, розничные фирмы, владеющие супермаркетами, приходят к выводу, что они могут работать более эффективно, если будут действовать в региональном, а не в общенациональном масштабе. В-пятых, фирмы типа Kmart, которые однажды уже проводили диверсификацию, решают вернуться к своим "корням", т.е. к основному бизнесу.

Это означает, что многие розничные фирмы все больше привыкают к тому, что желания и потребности покупателей постоянно меняются, и хорошо разбираются в экономических циклах. Даже если они закрывают неприбыльные магазины, то открывают новые, прибыльные их форматы и преобразуют к этим форматам старые магазины.

Актуальная дата: 20.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля