Розничная торговля и формы собственности

Главная - Форма собственности - классификация институтов розничной торговли - Розничная торговля и формы собственности

Подводя краткий итог данного раздела сайта, просуммируем всё то, что нам удалось в нём показать и систематизировать:

1. Показать способы классификации розничных институтов. В Соединенных Штатах Америки 2,3 миллиона розничных фирм управляют 2,8 миллиона организаций. Их можно классифицировать по форме собственности, по комплексу стратегий магазинной, внемагазинной, электронной и других нетрадиционных видов розничной торговли. Эти категории не взаимоисключающие; многие розничные фирмы можно отнести сразу к нескольким категориям. В данном разделе сайта рассматривается классификация розничных фирм по форме собственности. Классификация по другим критериям изучается будет изучена далее.

2. Рассмотреть типы розничных фирм в зависимости от формы собственности и изучить характеристики каждого из этих типов. В США 80% розничных организаций независимы, и каждая из них имеет только один магазин. Эта цифра обусловлена, главным образом, легкостью доступа в данную сферу. К конкурентным преимуществам независимых розничных фирм относятся их гибкость, небольшие необходимые капиталовложения, специализация на определенных видах товаров, непосредственный контроль над стратегиями, положительный имидж, последовательность и согласованность, независимость и дух предпринимательства.

Но у них есть и слабые стороны: недостаточный "вес" на переговорах с поставщиками, незначительный эффект масштаба, высокая трудоемкость, ограниченные возможности доступа к средствам массовой информации, чрезмерная зависимость от владельца фирмы и ограниченные возможности планирования.

Сети - это розничные фирмы, имеющие несколько магазинов, которые находятся в собственности одного владельца; как правило, для них характерна некоторая степень централизации при проведении закупок и принятии решений. Им принадлежит почти четвертая часть всех розничных точек США, но их доля в общем объеме розничных продаж в США составляет больше 60%. Сети имеют следующие преимущества: "вес" на переговорах, экономическая эффективность при самостоятельном выполнении функций оптовой торговли, эффективная работа нескольких магазинов за счет использования общих ресурсов, компьютеризация, доступ к средствам массовой информации, четко определенная система управления и долгосрочное планирование. Но они могут столкнуться со следующими проблемами: отсутствие гибкости, необходимость в больших капиталовложениях, снижение контроля и ограничение независимости персонала.

Франчайзинг предполагает договор между франчайзерами (производителями, оптовиками или фирмами, предоставляющими услуги) и фирмами-франчайзи, который разрешает последним заниматься определенным бизнесом под известным названием и согласно заданным правилам. На долю франчайзи приходится больше трети общего объема розничных продаж в Соединенных Штатах. Фирмы-франчайзи имеют следующие преимущества: малые капиталовложения, широко известное название компании, стандартизованные операции и программы обучения, совместные маркетинговые усилия, исключительные права на продажу и возможность закупать товары большими объемами.

Но они могут столкнуться со следующими проблемами: ограничения при принятии решений из-за перенасыщения рынка, более низкие прибыли, чем ожидалось, строгие условия договора, наличие в договоре пункта о его аннулировании, заключение договора на небольшой срок и необходимость регулярно выплачивать проценты по договору. Франчайзеры получают выгоду от того, что могут быстрее расширить свой бизнес, вкладывая меньше средств; установить квалификационные условия для франчайзи; улучшить движение денежной наличности, описать операционные процедуры; создать сильную мотивацию для франчайзи и регулярно получать процентные отчисления. У франчайзеров могут возникнуть проблемы, если фирмы-франчайзи нанесут ущерб имиджу компании, не будут работать единообразно, начнут конкурировать друг с другом, снизят ценность предприятия при перепродаже (что приведет к уменьшению прибылей франчайзеров) и будут стремиться к большей независимости от франчайзера.

Арендованные отделы - это помещения магазина, сданные в аренду внешним фирмам. Как правило, арендаторы работают с категориями товаров, "смежными" с основными группами товаров магазина. При этом магазины получают следующие преимущества: использование знаний и опыта арендаторов, увеличение потока покупателей в магазине, снижение затрат, поддержка торговли и получение доходов. К возможным "минусам" относятся конфликты с арендаторами и нанесение ущерба имиджу магазина. Арендаторы получают следующие преимущества: возможность пользоваться широко известным названием магазина, наличие постоянных покупателей, немедленное получение доходов, снижение расходов, эффект масштаба и использование имиджа магазина.

К возможным проблемам относятся отсутствие гибкости, ограничения на виды продаваемых товаров, возможность отказа от продления договора об аренде и менее успешные результаты, чем ожидалось. Вертикальная маркетинговая система состоит изо всех уровней фирм с независимыми владельцами вдоль канала распределения. Производители, оптовые и розничные торговцы - это отдельные организации, имеющие независимых владельцев. В частично интегрированных системах две отдельные фирмы с независимыми владельцами (обычно это фирмы-производители и розничные фирмы) выполняют все функции по производству и распределению без помощи третьей стороны. В полностью интегрированных системах отдельные предприятия сами выполняют все функции по производству и распределению. Некоторые фирмы используют двойные вертикальные маркетинговые системы, в результате они одновременно принадлежат системам нескольких типов (а не одного).

Потребительские кооперативы - это розничные фирмы, владельцами которых выступают их потребители; последние вкладывают средства, избирают должностных лиц, управляют работой организации и участвуют в прибылях или получают свою часть сэкономленных средств. На долю потребительских кооперативов приходится незначительная доля в общем объеме розничных продаж. Кооперативы создаются в случае, если потребители считают, что они сами могут осуществлять розничные продажи, что традиционные розничные фирмы предлагают недостаточное разнообразие товаров и что цены у них слишком высокие. В сфере потребительских кооперативов не произошло сколько-нибудь существенного роста по следующим причинам: многое зависит от энтузиазма и инициативы потребителей; им может не хватать знаний и опыта; ожидания часто не оправдываются и у членов кооператива пропадает желание работать.

3. Изучить методы, используемые производителями, оптовиками и розничными торговцами, чтобы оказать влияние на канал распределения. Даже при отсутствии интегрированной вертикальной маркетинговой системы самые могущественные фирмы могут осуществлять контроль над каналом. Причем и у производителей, и у оптовиков, и у розничных фирм есть возможность увеличить степень своего влияния на канал. Розничные фирмы имеют наибольшее влияние на канал, если они обеспечивают значительную часть продаж товаров фирм-производителей, используют частные торговые марки и обладают экономической властью за счет заказа товаров большими партиями.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля