Розничная сеть

Главная - Форма собственности - классификация институтов розничной торговли - Розничная сеть

Розничная сеть - это фирма, управляющая несколькими торговыми точками (магазинами), у которых один владелец; как правило, закупка товаров и принятие решений в сети происходят централизованно (или скоординированно). В Соединенных Штагах Америки существует примерно 90 тысяч розничных сетей, которым принадлежит примерно 650 тысяч магазинов. Сети обладают довольно большим преимуществом; их популярность растет несмотря на то, что количество розничных сетей невелико (4% всех розничных фирм США).

Сегодня сетям принадлежит почти четвертая часть всех розничных магазинов; поскольку сетевые магазины обычно гораздо крупнее магазинов независимых розничных фирм, на долю сетей приходится свыше 60% общих объемов магазинных продаж и количества занятой рабочей силы. Хотя большинство сетей имеют не больше пяти торговых точек, на долю нескольких сотен фирм, имеющих 100 или больше торговых точек, приходится свыше одной трети от общего объема розничных продаж в США. Примерно 40 американских розничных фирм владеют по меньшей мере тысячей торговых точек каждая (не включая франчайзинговые предприятия типа McDonald's). Есть также много крупных иностранных сетей.

Степень превосходства сетей в значительной степени зависит от типа розничной фирмы. На долю сетей универсальных магазинов, дисконтных универмагов и бакалейных магазинов приходится 75% (или больше) общего объема продаж по категориям. С другой стороны, на долю сетей винных магазинов, магазинов канцелярских товаров, мебели, а также салонов красоты, приходится намного меньше 50% общего объема розничных продаж по их категориям.

Конкурентные преимущества и недостатки розничных сетей

Розничные сети обладают множеством конкурентных преимуществ. Фирма Sears продает в онлайновом режиме 3500 различных инструментов марки Craftsman. Многие сети имеют вес на переговорах с поставщиками, поскольку они делают закупки товаров большими объемами. Эти сети получают новые товары сразу же после их появления, их повторные заказы выполняются немедленно, поставщики предоставляют им должный уровень сервиса и обеспечивают поддержку продаж; кроме того, они получают товары по самым выгодным ценам.

Крупные сети могут также получить исключительные права на продажу определенных товаров и сделать так, чтобы поставщики производили товары под их (сетей) собственными торговыми марками. Например, у фирмы Sears есть производители, которые выпускают бытовые приборы под ее маркой Kenmore, а инструменты - под ее маркой Craftsman. Сети могут добиться экономической эффективности, если будут самостоятельно выполнять функции оптовой торговли. Непосредственная закупка у фирмы-производителя товара большими партиями, транспортировка и хранение товаров, а также посещение коммерческих выставок, устраиваемых поставщиками для того, чтобы узнать о новых товарах, - вот только несколько функций оптовой торговли, которые могут выполнять сети. Таким образом, в некоторых случаях они обойдутся без оптовиков, результатом чего станут более низкие закупочные цены на товары.

Чтобы добиться эффективной работы нескольких магазинов, можно использовать общие склады; закупать крупные партии стандартизованного оборудования магазинов, форменной одежды работников и т.д.; централизованно делать закупки и принимать решения и т.д. Обычно сети делегируют руководителям главного управления фирмы широкие полномочия по выработке и проведению общей политики фирмы, касающейся закупки товаров, ценообразования и рекламной деятельности. Поскольку сети обладают большими ресурсами, они могут использовать компьютеризированные процедуры при заказе и приеме товара, прогнозировании, расчета за покупки (при выбивании чеков) и ведении бухгалтерии. Это позволяет повысить эффективность и снизить общие расходы.

Сети, особенно общенационального или регионального масштаба, могут пользоваться преимуществами рекламы в различных средствах массовой информации - начиная от телевидения и заканчивая газетами и журналами. Большие доходы и охват больших географических территорий позволяют сетям пользоваться всеми формами средств массовой информации.

У большинства сетей есть своя философия менеджмента. Как правило, стратегии у них детально проработаны, а обязанности работников четко определены. В сетях обеспечивается преемственность власти на случай, если управленцы отсутствуют, уходят в отпуск или увольняются, поскольку есть квалифицированные люди, которые могут занять эти посты, а также существуют планы передачи полномочий.

Но у розничных сетей есть также ряд недостатков.

• После создания сети ее гибкость может оказаться ограниченной. Иногда трудно найти места для расположения магазинов таким образом, чтобы они не мешали один другому (т.е. чтобы их торговые зоны не перекрывались). Во всех филиалах (магазинах) должны применяться согласованные стратегии в отношении цен, продвижения товаров на рынке и их ассортимента. В сети, в которой решения принимаются централизованно, возникают трудности с приспособлением к местным потребностям. Например, в таких случаях трудно принять во внимание различия в образе жизни жителей городов, пригородов и сельской местности.

• Иногда необходимы большие капиталовложения. Нужно платить за аренду нескольких помещений, вкладывать средства в закупку оборудования, ассортимента товаров и оплату труда работников. Закупка товара тоже может обходиться дорого из-за того, что нужно делать запасы товаров сразу для нескольких магазинов.

• Трудно контролировать все работы; особенно это касается сетей, магазины которых разбросаны по широкой территории и находятся на достаточно большом удалении один от другого. Высшее руководство (топ-менеджеры) сети не может непосредственно контролировать каждый магазин, в отличие от руководителя независимой розничной фирмы, имеющей только один магазин. В результате возникают такие проблемы, как недостаток непосредственного общения и промедление в принятии решений и воплощении их в жизнь.

• Независимость персонала крупных сетей имеет ограниченные рамки. Во многих случаях в сетях существует несколько уровней руководства, профсоюзы, акционеры и совет директоров. В некоторых сетях работников наделяют полномочиями, чтобы сделать их более независимыми и дать возможность лучше удовлетворять особые требования покупателей (клиентов) в случае их возникновения. Если задать вопрос, что общего между детьми и сетями магазинов, то ответ будет следующим. Чем больше их у вас - детей или магазинов, - тем меньше внимания вы уделяете каждому из них, поэтому вам приходится давать им больше власти и больше им доверять. Их характеры не будут одинаковыми, но если вы воспитываете их правильно, то в каждом из них будет нечто такое, чем вы сможете гордиться.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля