Потребительский кооператив

Главная - Форма собственности - классификация институтов розничной торговли - Потребительский кооператив

Потребительский кооператив (consumer cooperative) - это розничное предприятие, которым владеют его члены, они же потребители.

При использовании "кооперативной схемы" группа потребителей вкладывает деньги в предприятие, избирает должностных лиц, управляет операциями и участвует в прибылях или получении сэкономленных средств. В Соединенных Штатах Америки существует несколько тысяч разнообразных потребительских кооперативов, - от мелких закупочных клубов до такой компании, как Recreational Equipment Inc. (REI), объемы годовых продаж которой составляют 600 миллионов долларов.

Наибольшую популярность потребительские кооперативы завоевали у розничных фирм торгующих продовольственными товарами. Но примерно 500 потребительских кооперативов в США дают только долю процента общего объема магазинных розничных продаж (и меньше 1% общего объема продаж бакалейных товаров).

Существование потребительских кооперативов обусловлено следующими основными причинами.

Некоторые потребители чувствуют, что могут управлять магазинами не хуже (а может, и лучше), чем традиционные розничные фирмы. Они считают, что существующие розничные фирмы недостаточно удовлетворяют потребности покупателей в пищевых продуктах, полезных для здоровья и не наносящих вреда окружающей среде.

Потребители также предполагают, что розничные фирмы часто зарабатывают сверхприбыли, что можно продавать товары по более низким ценам.

Вот как работает компания REI: она продает оборудование и снаряжение для активного отдыха на открытом воздухе, - например, рюкзаки и велосипеды, - своим активным членам (а их 1,6 миллиона). В этой компании насчитывается 6000 сотрудников, работающих в 55 магазинах; она продает товары по почте и имеет собственный Web-сайт. В отличие от других кооперативов, компанией REI управляет профессиональный персонал; она придерживается политики и правил, установленных советом директоров, который избирают члены кооператива. Чтобы стать членом кооператива, нужно внести единоразовый взнос в размере 15 долларов. Членство в кооперативе дает право делать покупки в REI, избирать совет директоров и участвовать в прибылях (причем прибыль зависит от размера суммы, потраченной каждым членом кооператива-). В кооперативе REJ поставили перед собой цель распределять 10% дивидендов (прибылей) своим членам.

Кооперативы не переросли свой нынешний уровень, поскольку их работа во многом зависит от инициативы, энергии и энтузиазма потребителей, а последние, как правило, не являются специалистами по закупке и продаже товаров и услуг или по переработке грузов.

Во многих случаях экономия средств оказывается не такой большой, а отпускные цены - не такими низкими, как ожидалось; постепенно у потребителей пропадает желание управлять кооперативом или работать на него.

Кроме того, традиционные розничные фирмы в настоящее время начали работать эффективнее и стали привлекательнее для потребителей по таким категориям товаров, как, например, бакалейные.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля