Отдел, арендованный в розничном магазине

Главная - Форма собственности - классификация институтов розничной торговли - Отдел, арендованный в розничном магазине

Арендованный отдел (leased department) - это отдел в розничном магазине (как правило, универсальном, специализированном или дисконтном), который сдан в аренду сторонней фирме. Владелец арендованного отдела (т.е. арендатор) обычно несет ответственность за все аспекты его работы (включая оборудование) и, как правило, выплачивает магазину проценты от продаж в качестве арендной платы.

Обычно магазин накладывает некоторые ограничения на функционирование арендованного отдела, чтобы обеспечить общую согласованность и координацию работы всех отделов. В большинстве случаев арендованные отделы используются существующими на базе магазина розничными фирмами. Они делают это для расширения своей сферы деятельности, предлагая потребителю новую для себя категорию товара, для работы с которой требуются высокая квалификация, специальные знания и умения, в то время как сами эти розничные фирмы такими умениями не обладают.

Таким образом, арендованные отделы часто работают в категориях, смежных по отношению к основным группам товаров магазина. Как правило, в таких отделах размещают "внутримагазинные" салоны красоты, отделения банков, фотостудии, а также обувные, ювелирные, парфюмерные (косметические) отделы и отделы по ремонту часов и обуви. В последнее время очень часто отделы торговых центров арендуют под предприятия общественного питания.

Доля арендованных отделов в годовом объеме продаж универсальных магазинов составляет примерно 15 миллиардов долларов. Но данных по объемам продаж для всех арендованных отделов, к сожалению, нет.

Пример: Meldisco Corporation - это самая крупная фирма-владелец (арендатор) арендованных отделов. Она управляет арендованными обувными отделами в более чем 2500 магазинах, годовые объемы продаж в которых составляют 1,8 миллиарда долларов. Многие из арендованных отделов этой компании находятся в магазинах Kmart, разбросанных по всей стране (США), и в магазинах Rite Aid Drug Stores, расположенных на Западном побережье Соединенных Штатов. В этих отделах компании Meldisco принадлежат запасы товаров и оборудование для выкладки товаров (полки, стеллажи и т.д.); компания сама нанимает персонал, закупает товар и вносит плату за занимаемое помещение. Магазины, в которых находятся арендованные отделы компании Meldisco, платят за коммунальные услуги, содержание и материально-техническое обслуживание, рекламу и обслуживание кассового оборудования.

Конкурентные преимущества и недостатки арендованных отделов

С точки зрения магазинов (в данном случае выступающих в роли арендодателей), наличие арендованных отделов дает ряд преимуществ.

• Персонал магазина не всегда способен торговать некоторыми товарами и услугами из-за недостатка знаний в соответствующей области.
• Предоставляя покупателям возможность сделать все закупки в одном месте, можно расширить свою покупательскую базу.
• Управляющие арендованных отделов (арендаторы) платят за товары и за работу персонала, тем самым снижая расходы магазина.
• Управление персоналом, выкладка товара, повторные заказы товаров и прочее - все это берут на себя арендаторы.
• Арендаторы регулярно отчисляют магазину проценты от доходов.

Но, с другой стороны, для магазина сдача в аренду отделов имеет свои недостатки.

• Арендованные отделы могут применять операционные процедуры, которые входят в противоречие с теми, которые используются в магазине.
• Плохая работа арендованных отделов может нанести ущерб имиджу магазина.
• В случае возникновения проблем покупатели могут обвинять в этом не арендаторов, а магазин.

Аренда отделов для их управляющих дает следующие преимущества.

• Давно существующие магазины обычно широко известны, имеют большое количество постоянных покупателей, что дает арендованным отделам возможность сразу же получить достаточно большие объемы продаж.
• Требуется меньше расходов за счет использования общего оборудования, такого как охранные системы (сигнализация) и витрины.
• Получение эффекта масштаба (экономия за счет объема заказа) при совместной подаче рекламных объявлений. Сотрудничество с популярными магазинами оказывает положительное влияние на имидж арендатора и управляемого им отдела.

Но у арендаторов могут также возникнуть следующие проблемы.

• Они могут столкнуться с жесткой позицией магазина относительно времени и стиля работы, которых они должны придерживаться.
• Группы товаров или услуг, которые арендаторам разрешается предлагать покупателю, обычно ограничены.
• Если арендатор работает успешно, то магазин может поднять арендную плату или не возобновить договор об аренде, после того как срок его действия истечет.
• Расположение внутри магазина может не принести ожидаемого объема продаж.

Арендованный отдел можно рассматривать с двух точек зрения - как элемент торгового центра и как часть системы франчайзинга. В контексте торгового центра это выглядит так: управляющий арендованного отдела снимает некоторое помещение в магазине с определенным потоком покупателей для ведения своего бизнеса. Арендатор должен изучить характер потока покупателей и его связь с выбранным им целевым рынком. А арендодатель должен понять, сможет ли арендованный отдел создать дополнительный наплыв покупателей или он будет "паразитом", живущим за счет потока покупателей, создаваемого другими отделами магазина.

Аналогия с франшизой заключается в том, сможет ли арендованный отдел "вписаться" в философию мерчендайзинга другой розничной фирмы и в необходимости установить общую политику для всех отделов, чтобы один арендатор не мог нанести ущерб имиджу целого магазина.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля