Независимый розничный торговец

Главная - Форма собственности - классификация институтов розничной торговли - Независимый розничный торговец

Независимый розничный торговец владеет только одним розничным предприятием. В Соединенных Штатах Америки почти 2,2 миллиона независимых розничных фирм, на долю которых приходится около 40% общего объема продаж через розничные магазины. Половиной независимых розничных фирм полностью управляют их владельцы и/или члены их семей; доля этих фирм составляет только 3% в общем объеме продаж через магазины в США (в среднем это дает 65-75 тысяч долларов годового дохода) и они не имеют наемных работников (т.е. не выплачивают заработную плату). Такое большое количество независимых розничных фирм объясняется легкостью доступа на рынок. Поскольку для этого не требуется большого вложения средств, а лицензии не нужны вообще или получить их относительно просто, многие мелкие розничные фирмы достаточно легко получают доступ на рынок.

Размеры капиталовложений в расчете на одного работника в розничной торговле, как правило, намного ниже, чем для фирм-производителей. Получение лицензии на розничную торговлю хотя и несколько усложнилось за последние годы, но все же остается достаточно формальной процедурой. Каждый год открываются сотни тысяч новых розничных фирм и, в основном, это независимые розничные фирмы. Именно легкостью доступа на рынок объясняется тот факт, что доля ведущих фирм в общем объеме продаж по многим категориям товаров или услуг достаточно мала.

Например, по категории бакалейных товаров, где позиции крупных сетей очень сильны, на долю пяти крупнейших розничных фирм приходится только около 22% общего объема продаж. Поскольку относительная легкость доступа на рынок в розничной торговле порождает жесткую конкуренцию, этот фактор, несомненно, является причиной высокого уровня неудач розничных фирм-новичков. По оценкам Управления по делам малого бизнеса США, одна треть вновь открывшихся американских розничных фирм терпит неудачу в первый год, а две трети - в первые три года. Большая часть этих неудач приходится на долю независимых розничных фирм. Каждый год примерно 15 тысяч розничных фирм (всех размеров, т.е. и крупные, и мелкие) - примерно 75 фирм из 10 тысяч- обращаются с заявлением о защите от банкротства, и это помимо тех тысяч мелких розничных фирм, которые просто закрываются.

Конкурентные преимущества и недостатки независимых розничных фирм

У независимых розничных торговцев есть ряд преимуществ и недостатков. Сначала перечислим преимущества.

• Они обладают большой гибкостью в выборе типа розничной фирмы и ее местоположения, а также в разработке стратегии. Поскольку речь идет о местоположении только одного магазина, можно дать подробные указания для выбора наилучшего места и провести тщательные поиски. При этом вовсе не нужны единообразные стандарты местоположения, как в случае сетей магазинов, и независимым розничным торговцам не нужно беспокоиться о том, что они слишком близко находятся от других магазинов компании. При выработке стратегии независимые розничные фирмы имеют большую свободу выбора целевых рынков. Поскольку многие независимые розничные фирмы ставят перед собой скромные цели, они могут выбрать небольшие покупательские сегменты, а не ориентироваться на массовый рынок. Затем, в соответствии с выбранным целевым рынком, определяются такие параметры, как ассортимент товаров, цены, часы работы магазина и т.д.

• Поскольку независимая розничная фирма управляет только одним магазином, она может удерживать на определенном уровне расходы на аренду, оборудование, оплату труда работников и запасы товаров. Кроме того, не дублируются функции персонала. Все обязанности работников магазина определены четко и ясно.

• Независимые розничные торговцы часто специализируются по определенной категории товаров или услуг. Поэтому они работают более эффективно и могут привлечь покупателей, которых интересуют специализированные розничные магазины.

• Стратегии независимых розничных торговцев полностью находятся под их контролем; как правило, причина заключается в том, что фирмой управляет ее же владелец (его иногда называют владельцем-управляющим, owner-operator). Процесс принятия решений обычно централизован, а количество уровней управления сведено до минимума.

• У независимых розничных фирм, особенно мелких, есть определенный имидж, который трудно приобрести крупным сетям магазинов. Это имидж уютного и привлекательного розничного магазина, в котором царит приятная атмосфера и где можно делать покупки с комфортом.

• Независимые розничные фирмы могут быть последовательными в своих действиях, поскольку обслуживается только одна географическая территория и проводится только одна стратегия. Например, здесь не возникают такие проблемы, как продажа в двух магазинах сети одинаковых товаров по разным ценам.

• Независимые розничные фирмы "независимы". Как правило, владельцы-управляющие несут полную ответственность за работу фирмы и поэтому им не нужно переживать по поводу других акционеров компании, собраний совета директоров и недовольства работников. Как правило, им не приходится работать с профсоюзами и беспокоиться по поводу прав работников с большим трудовым стажем. Все это способствует эффективности работы фирмы.

• Владельцы-управляющие обычно имеют предпринимательскую жилку. Они сами вкладывают деньги в свой бизнес, для них очень много значит успех или неудача фирмы и они принимают очень активное личное участие в работе фирмы.

Но у независимых розничных предприятий есть также некоторые недостатки.

• При ведении переговоров с поставщиками независимые розничные торговцы не имеют достаточного веса, потому что, как правило, они закупают товар небольшими партиями. Поставщики могут даже обходить их или ограничивать их выбор товара. С повторными заказами тоже могут быть трудности, если размеры минимального заказа оказываются слишком велики. Чтобы решить эту проблему, некоторые независимые розничные фирмы, например магазины хозтоваров, объединились в закупочные группы, чтобы увеличить свой "вес" на переговорах с поставщиками.

• Независимые розничные фирмы обычно не могут воспользоваться эффектом масштаба при закупке и хранении запаса товаров. Из-за финансовых ограничений мелкие розничные фирмы закупают товар небольшими партиями несколько раз в год, вместо того чтобы сделать крупный заказ один или два раза в год. Поэтому затраты на транспортировку, оформление заказа и погрузочно-разгрузочные работы оказываются довольно высокими.

• Операции обычно оказываются очень трудоемкими, а компьютеризация развита слабо. Оформление заказов, прием товара, его маркировка, выбивание чеков и бухгалтерские расчеты - все это можно делать вручную. Но это менее эффективно, чем в случае компьютеризации фирмы. (Компьютеризация - это довольно дорогое удовольствие для некоторых мелких фирм, так как нужно вложить немалые средства в аппаратное и программное обеспечение. Но нужно отметить, что стоимость компьютеров за последнее время значительно упала) Кроме того, очень часто владельцы-управляющие не хотят или не могут потратить время на изучение того, как установить (настроить) и применять компьютеризированные процедуры.

• В силу того, что цены на телевизионную рекламу довольно высоки, а журналы и некоторые газеты охватывают большую географическую территорию (слишком большую для фирм, имеющих только одну торговую точку), доступ к рекламным средствам независимых розничных фирм очень ограничен. Иногда им приходится платить за рекламное объявление больше, чем тем рекламодателям, которые делают это регулярно. Но, тем не менее, в распоряжении розничных фирм, которые творчески подходят к делу, есть много разнообразных инструментов рекламы.

• Ключевой проблемой розничных фирм, которыми управляют семьи, остается чрезмерная зависимость от владельца фирмы. Очень часто все решения принимает только этот человек и не существует никакой преемственности руководства. И если владелец (он же управляющий) болен или находится в отпуске, никакие решения без него не принимаются. Главные проблемы "семейных" фирм связаны с выбором преемника, определением роли работников, которые не являются членами семьи, и обучением менеджменту членов семей. "Сверхзависимость" от владельцу негативно влияет на успехи фирмы и моральный дух работников.

• На долгосрочное планирование выделяется ограниченное время и ресурсы. Поскольку владелец фирмы принимает непосредственное и активное участие в повседневной работе фирмы, его реакция на появление новых законов, новых товаров и новых конкурентов, как правило, оказывается не такой быстрой и эффективной.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля