Конкурентные преимущества и недостатки франчайзинга

Главная - Форма собственности - классификация институтов розничной торговли - Конкурентные преимущества и недостатки франчайзинга

Вкладывая деньги в успешное предприятие, франчайзи получают несколько преимуществ.

• Отдельные франчайзи могут стать владельцами розничных предприятий, сделав относительно небольшие капиталовложения.
• Фирмы-франчайзи приобретают широко известные названия и присоединяются к продаже популярных товаров или услуг.
• Сотрудников фирм-франчайзи обучают выполнению стандартных рабочих процедур и навыкам менеджмента.
• Часто применяются масштабные совместные действия по продвижению товаров на рынок (например, реклама по всей стране), которые вряд ли могут себе позволить мелкие фирмы.
• Фирма-франчайзи получает исключительные права на продажу товаров или услуг на определенной географической территории.
• Закупка единицы товара может обходиться фирме-франчайзи дешевле за счет большого объема товаров, закупаемого всеми предприятиями в рамках данной франшизы.

У фирм-франчайзи могут возникнуть следующие проблемы.

• Если на одной географической территории действует слишком много франчайзи, то возможно перенасыщение рынка; это негативно отразится на объемах продаж и размерах прибыли каждой организационной единицы (предприятия).
• Из-за чрезмерного стремления некоторых франчайзеров продавать франшизы возможны неверные оценки потенциала доходов франчайзингового предприятия и необходимых управленческих способностей, инициативы и капиталовложений со стороны франчайзи.
• По условиям договора фирмы-франчайзи бывают вынуждены закупать товар только у франчайзера или утвержденных им поставщиков.
• Пункт об отмене договора может давать франчайзеру право аннулировать отдельную франшизу в случае несоблюдения условий франчайзингового договора.
• В некоторых отраслях франчайзинговые договоры заключаются на короткий срок.
• По условиям большинства договоров фирмы-франчайзи должны выплачивать проценты от валовой выручки от продажи, независимо от размеров прибыли франчайзи.

Перечисленные выше факторы становятся причиной ограничений в принятии решений, в результате чего франчайзеры могут отстранить франчайзи от процесса стратегического планирования или ограничить их участие. Кстати говоря, чтобы не допустить использования фирмами-франчайзерами нечестных методов ведения бизнеса, Федеральная торговая комиссия США установила правила разоблачения подобных случаев и оценки благоприятных возможностей для бизнеса. Это касается всех американских фирм-франчайзеров и предназначается для предоставления потенциальным франчайзи необходимой информации до того, как они сделают капиталовложения в новое дело. Кроме того, в некоторых штатах есть законы о честном ведении бизнеса, которые не разрешают франчайзерам прекращать действие договора о франчайзинге, аннулировать его или отказываться продлить франшизу, если на самом деле для этого нет никаких оснований.

Заключая договоры о франшизе, франчайзеры получают много преимуществ.

• Франчайзер может быстро распространить свое "присутствие" по всей стране или по всему миру при значительно меньших капиталовложениях с его стороны.
• Можно установить и ввести в действие условия вступления фирмой-франчайзи в право собственности.
• Франчайзер получает деньги сразу после доставки товаров франчайзи, а не после того, как они проданы.
• Можно так составить текст договора, чтобы требовать от фирм-франчайзи соблюдать строгие правила, установленные фирмой-франчайзером.
• Поскольку франчайзи - это владельцы, а не наемные работники, у них больше стимулов к тому, чтобы усердно трудиться.
• После выплаты фирмой-франчайзи первоначального взноса за франшизу фирма-франчайзер продолжает получать проценты и может продавать товары фирмам-франчайзи.

Но франчайзеры могут также столкнуться со следующими проблемами.

• Фирмы-франчайзи могут нанести ущерб репутации компании, если не будут придерживаться принятых в ней стандартов.
• Отсутствие единообразия между различными торговыми точками (розничными предприятиями) может привести к потере приверженности потребителей данной компании и ее товарам или услугам.
• Конкуренция между фирмами-франчайзи нежелательна.
• Стоимость отдельных организационных единиц при перепродаже упадет, если фирма-франчайзи работала плохо.
• Неэффективная работа фирм-франчайзи наносит непосредственный вред фирме-франчайзеру и снижает ее прибыли от продажи этой фирме-франчайзи услуг, материалов или товаров, а также от выплачиваемых процентов.
• Очень многие фирмы-франчайзи стремятся избавиться от выполнения правил и норм, установленных фирмой-франчайзером.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля