Франчайзинг

Главная - Форма собственности - классификация институтов розничной торговли - Франчайзинг

Франчайзинг (franchising) предполагает договор между франчайзером (franchisor) (в роли которого может выступать фирма-производитель, оптовик или фирма, предоставляющая услуги) и розничной фирмой-франчайзи (franchisee), согласно которому фирме-франчайзи разрешается заниматься определенным видом бизнеса под известным и признанным именем и согласно определенным правилам. По типичному соглашению фирма-франчайзи выплачивает первоначальный взнос и ежемесячные проценты от валовой выручки от продажи; за это фирма-франчайзер предоставляет ей исключительные эксклюзивные права на продажу товаров и услуг в определенной области.

Франчайзинг - это форма организации розничной торговли, при которой мелкие фирмы могут лучить выгоду от того, что станут частью крупного розничного института сетевого типа, состоящего из множества организационных единиц.

Существует два типа франчайзинга: на товар (торговую марку) и на формат бизнеса. При франчайзинге на товар (торговую марку) фирма-анчайзи приобретает отличительные черты франчайзера в результате договора о проке товаров последнего и/или работы под именем последнего. В сущности, в этом случае фирмы-франчайзи работают независимо от своих франчайзеров. И хотя они обязаны придерживаться некоторых установленных правил ведения бизнеса, они сами определяют часы работы магазинов, выбирают место, оборудование и аппаратуру для магазина, посещают выставки товаров и осуществляют управление фирмой в других отношениях. На долю франчайзинга на товар (торговую марку) приходится две трети "франчайзинговых" розничных продаж. В качестве примеров можно привести дилеров автомобильных компаний и многие автозаправочные станции.

В случае франчайзинга на формат бизнеса (business format franchising) между франчайзером и франчайзи устанавливается более тесная связь. Франчайзи получает помощь в поиске места для магазина, в контроле за качеством, использовании бухгалтерских систем, в организации и решении проблем начального этапа работы, в обучении менеджменту и реагировании на проблемы - и все это помимо права продавать товары или услуги. Использование однотипных магазинов (магазинов-прототипов), стандартизованного ассортимента товаров и совместная рекламная деятельность - все это позволяет фирмам-франчайзи достигать уровня координации, раньше характерного только для сетей. В последние десятилетия франчайзинг рос и расширялся, в основном, за счет договоров на использование формата бизнеса, что распространенно для ресторанов и других заведений общественного питания, риэлтерских фирм (т.е. фирм по торговле недвижимостью) и фирм по продаже услуг в розницу.

Во франчайзинге бывает всякое и возможны различные ситуации; но McDonald's - это хороший пример договора по франшизе на формат бизнеса. При предоставлении каждой новой франшизы фирма McDonald's проводит интенсивный тренинг в своем центре и дает подробное руководство по эксплуатации (в нем описана работа оборудования до мельчайших деталей). Новую фирму-франчайзи регулярно посещают менеджеры отдела сервиса (техобслуживания), а также организуются повторные поездки в центр для того, чтобы работники могли освежить и закрепить полученные навыки. За договор о франчайзинге с фирмой McDonald's сроком на 20 лет обычный франчайзи должен заплатить посредственно фирме McDonald's первоначальный взнос в размере 150 тысяч долларов, затем постоянно выплачивать проценты.

Размер и структурные схемы

Точкой отсчета практики розничного франчайзинга в США стал 1851 год, когда дилеры впервые получили франшизу на швейную машину Singer. Но франчайзинг не пользовался популярностью до начала XX века, когда не имеющие достаточных средств автомобильные компании начали использовать его для расширения своего распределения; хотя на долю дилеров, продающих легковые и грузовые автомобили, по-прежнему сходится больше половины общего объема американских розничных продаж по франшизам, в некоторых сегментах розничной торговли рост франчайзинга не наблюдался. В США сейчас насчитывается 2500 розничных фирм-франчайзеров. Они управляют 600 тысячами торговых точек, часть из которых надлежит франчайзерам, а часть - франчайзи; во всех этих предприятиях заняты в общей сложности несколько миллионов человек, и на их долю приходится свыше трети общего объема магазинных продаж.

Кроме того, сотни американских франчайзеров в настоящее время ведут бизнес за рубежом, где у них уже насчитываются десятки тысяч розничных предприятий (торговых точек). Около 85% американских франчайзинговых продаж приходится на долю предприятий, находящихся в собственности франчайзи; остальные приходятся на долю предприятий, которыми владеют франчайзеры. Сегодня довольно много франчайзи работают как сети.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля