Динамика и управленческие проблемы франчайзинга

Главная - Форма собственности - классификация институтов розничной торговли - Динамика и управленческие проблемы франчайзинга

Данные примеры приведены, чтобы показать захватывающие возможности франчайзинга.

Двадцать лет назад братья Серруя - Аарон, Майкл и Симон, которым тогда было от 14 до 20 лет, - открыли свой первый киоск по продаже замороженных йогуртов Yogen Fraz в одном из пассажей Торонто. И сегодня (благодаря тому, что братья Серруя активно продают франшизы на свою идею) компания Yogen Fruz Worldwide имеет 5000 торговых точек, из которых компании принадлежит около 100. Эти торговые точки имеют разнообразные названия. Данные предприятия приносят сотни миллионов долларов дохода. У компании Yogen Fruz есть магазины по всем Соединенным Штатам Америки и в Канаде, а также торговые точки в 80 других странах мира. Разумеется, этого нельзя было бы достичь без франчайзинга (согласитесь, великолепная идея).

А как насчет компании Blockbuster? У нее есть собственные (принадлежащие ей) торговые точки, а также тысяча магазинов фирм-франчайзи. Своему росту компания обязана в основном франчайзингу. Вот несколько интересных фактов "из жизни" компании Blockbuster. Посетите раздел "Franchise opportunities" (возможности франшизы) на Web-сайте компании Blockbuster. Найдите также раздел, содержащий форму предварительного заявления на франшизу. Магазины компании Blockbuster находятся в 10 минутах езды от практически любого крупного микрорайона в Соединенных Штатах Америки. Около 38 миллионов американских семей являются активными членами клубов Blockbuster. Каждую минуту в американских магазинах компании Blockbuster берут напрокат 1500 видеокассет; и это происходит постоянно (круглосуточно и круглогодично). Больше всего магазинов находится в Хьюстоне. Самый активно работающий магазин расположен в Шарлотте, штат Северная Каролина. А вот Рапид-Сити, штат Южная Дакота, - это город с наименьшим населением изо всех, в которых есть магазины компании Blockbuster. Магазин, расположенный южнее всех, находится в Крайстчерче, Новая Зеландия. А самый "северный" магазин - в Фэрбенксе на Аляске.

А теперь давайте выйдем за рамки обсуждения франчайзинга и представим информацию по вопросам управления франчайзингом и об отношениях между франчайзерами и франчайзи. За последние двадцать лет годовые объемы продаж в сфере розничного франчайзинга в США увеличились более чем втрое. Как уже отмечалось, 600 тысяч розничных предприятий в Соединенных Штатах работают с 2500 франчайзерами и в них насчитывается несколько миллионов сотрудников, занятых полный и неполный рабочий день (включая владельцев предприятий). Ряд франчайзеров, выдающих франшизу на формат бизнеса, имеют по меньшей мере тысячу предприятий. В США, по меньшей мере в течение следующего десятилетия будет наблюдаться стремительный рост розничного франчайзинга. В настоящее время американские франчайзеры имеют предприятия более чем в 150 странах мира, и это количество продолжает расти.

Данная тенденция обусловлена следующими факторами. Американские франчайзеры осознают, какой потенциал роста заключают в себе иностранные рынки. Все больше и больше стран начинают воспринимать франчайзинг как один из вариантов розничной торговли. Торговые ограничения между странами были сокращены благодаря появлению таких соглашений, как NAFTA (North American Free Trade Agreement - Североамериканское соглашение о свободной торговле). Этот договор облегчил возможности работы американских, канадских и мексиканских фирм на рынках этих стран.

Франчайзинг привлекает многих владельцев и потенциальных владельцев (франчайзи) мелких фирм по нескольким причинам. У большинства франчайзеров разработаны простые для изучения, стандартизованные методы работы, которые оттачивались и совершенствовались в течение многих лет. Это означает, что франчайзи-новичкам не нужно учиться на собственном опыте методом проб и ошибок, что может обойтись дорого и отнять слишком много времени. Во многих случаях у франчайзеров есть центры обучения, где франчайзи учатся управлять оборудованием, руководить работниками, вести учет и поддерживать хорошие отношения с клиентами; обычно после прохождения курса обучения фирмы-франчайзи посещают сотрудники отдела обслуживания компании-франчайзера.

Новое предприятие франшизы, рекламируемой по всей стране, может быстро и легко завоевать постоянных клиентов благодаря репутации фирмы-франчайзера. Причем франчайзинг позволяет не только быстро получить первые прибыли, но и сократить для фирмы-франчайзи риск неудачи, если а купила франшизу у сильного франчайзера, оказывающего постоянную поддержку.

Какая фирма лучше всего приспособлена для того, чтобы стать франчайзи? Вот мнение одного эксперта. Франчайзинг - это дело, которое подходит далеко не всем. Неверный выбор может привести к глубокому разочарованию. При покупке франшизы понадобится вложить средства, которые человек копил всю жизнь, и взять на себя долгосрочные юридические обязательства. Поэтому приобретение франшизы - это не тот шаг, на который следует идти легко. Совершенно независимые предприниматели редко чувствуют себя комфортно в мире франчайзинга. Если вам интересно планировать и управлять всеми аспектами работы, то дважды подумайте, прежде чем покупать франшизу. Наверное, вам все-таки лучше вести независимый бизнес.

Большинство франчайзинговых программ заставляют франчайзи придерживаться строгого режима и диктуют практически все, начиная от того, как приветствовать клиентов, и заканчивая тем, как подготовить и представить товар или услугу. Если человека раздражают любые ограничения, то ситуация франчайзинга покажется ему слишком сковывающей. Но человеку, привыкшему к уверенности и защищенности, которые обеспечивает штатная должность, франчайзинг дает поддержку, необходимую для того, чтобы совершить переход к предпринимательству. В настоящее время многие сокращенные менеджеры среднего звена основали фирмы и прекрасно чувствуют себя в мире франчайзинга. Тысячи из них находятся на этапе карьеры, когда, имея некоторый капитал для инвестирования, человек не хочет изобретать новую (а потому рискованную) концепцию бизнеса, но его манит мечта о "самостоятельной занятости".

Вы хотите стать франчайзи компании McDonald's? Тогда читайте дальше.

McDonald's - успешная компания, поскольку она использует сочетание стандартов системы и индивидуальных возможностей. Становясь франчайзи, вы тем самым соглашаетесь работать в рамках системы McDonald's. Владельцы фирмы-франчайзи компании McDonald's должны лично посвящать все свое время и силы повседневным операциям фирмы. Вы не получите франшизу, если собираетесь быть "отсутствующим" (т.е. не работающим в фирме постоянно) или занятым неполный рабочий день владельцем. Кроме того, франшизу выдают только частным лицам. Компания McDonald's не выдает франшизы корпорациям или товариществам. По договору о франшизе вы получаете разрешение управлять конкретным рестораном McDonald's в соответствии со стандартами компании McDonald's на протяжении определенного периода времени (обычно он составляет 20 лет). Компания McDonald's находит место для ресторана, разрабатывает его план, а затем строит, руководя всеми этими работами.

Это делается на основе плана развития, при составлении которого стремятся учитывать такие факторы, как меняющаяся демографическая ситуация, удобство для клиентов и конкурентная среда. Компания McDonald's сохраняет контроль над объектами и сооружениями ресторана, которые она создает. Фирма-франчайзи на собственные средства оснащает ресторан кухонным оборудованием, осветительными приборами, сигнализацией, сидениями и оформляет интерьер. Поскольку ничто из этого оборудования не приобретается у компании McDonald's, оно должно удовлетворять спецификациям McDonald's.

Во имя поддержания единообразия фирма-франчайзи должна использовать стандарты компании McDonald's на следующие элементы:

• рецепты и спецификации для блюд, входящих в меню;
• методы ведения операций, управления запасами, ведения бухгалтерского учета и официальной отчетности, маркетинга;
• торговые и сервисные марки;
• концепции дизайна ресторана, сигнализации и планировки оборудования.

Размеры начальных капиталовложений в открытие франчайзингового предприятия составляют от нескольких тысяч долларов (за фирму по персональному обслуживанию) до нескольких миллионов долларов (за отель). А взамен любой франчайзи обычно получает исключительные права на продажу в определенной местности. Франчайзи, получивший франшизу на формат бизнеса, также проходит обучение, получает оборудование для магазина и помощь в выборе места для его расположения, в переговорах с поставщиками, проведении рекламных акций и т.д.

Несмотря на то, что плата за франшизу компании Novus достаточно низка, она предлагает своим франчайзи множество различных возможностей. В качестве примера недорогой франшизы можно привести франшизу компании Novus Windshield Repair, находящейся в Миннеаполисе и имеющей 2500 предприятий-франчайзи. Типичный франчайзи платит первоначальный взнос в размере от 25 до 40 тысяч долларов (что включает плату за оборудование и принадлежности), а затем делает регулярные отчисления в размере примерно 8% от объема продаж. В данном случае фирмы-франчайзи занимаются ремонтом лобовых стекол автомобилей.

Кроме того, некоторые банки предлагают специальные процентные ставки для франчайзи, приобретающих франшизу у известных, признанных фирм-франчайзеров.

Франчайзеры могут не только получать плату и отчисления за предоставления фирмам-франчайзи права управлять одним или несколькими предприятиями, но и продавать своим франчайзи товары и услуги. В некоторых случаях это необходимо; но чаще всего, с юридической точки зрения, франчайзи может делать эти покупки по своему усмотрению (в зависимости от спецификаций, определенных франчайзером). Каждый год франчайзеры продают франчайзи товары (услуги) на миллиарды долларов. Франчайзеры могут установить подробные стандарты для всех аспектов бизнеса, например для вывесок, степени свежести продуктов, ассортимента товара, продолжительности рабочего времени фирмы-франчайзи и униформы работников. Половина американских франчайзеров, предоставляющих франшизы на формат бизнеса, требуют от владельцев фирм-франчайзи, чтобы те были одновременно и владельцами, и управляющими, а также были заняты в фирме полный рабочий день.

Франчайзи обязаны придерживаться стандартов, установленных франчайзерами. Таким образом, франчайзер заботится о согласованности всей системы своих предприятий, поэтому желание франчайзи вести бизнес по-своему может привести к конфликтам. Франчайзинговые предприятия можно приобрести (арендовать) непосредственно у франчайзеров, старших франчайзи или уже существующих франчайзи. Франчайзеры продают либо новые предприятия, либо принадлежащие им (иногда они отобраны у потерпевших неудачу франчайзи). Иногда франчайзеры продают права на создание предприятий в целых географических регионах или странах старшим франчайзи, которые затем имеют дело с отдельными франчайзи.

Существующие франчайзи обычно имеют право продать свои предприятия, если: сначала они предлагали их своему франчайзеру; потенциальный покупатель удовлетворяет всем финансовым и другим критериям; потенциальный покупатель прошел обучение. Особый интерес для потенциальных франчайзи представляет то внимание, которое компания уделяет предприятиям, принадлежащим франчайзи, по сравнению с предприятиями, принадлежащими ей. Это помогает понять, насколько фирма привержена идее франчайзинга. Ведущим фирмам-франчайзерам обычно принадлежит небольшой процент предприятий.

Среди управленческих вопросов франчайзинга заслуживают внимания случаи неудач франчайзи-новичков. Долгие годы считалось, что успех фирме-франчайзи практически обеспечен (и что это намного безопаснее, чем начинать бизнес с нуля) благодаря широко известному имени франчайзера, его многолетнему опыту, программам обучения и т.д. Однако некоторые недавние исследования показали, что франчайзинг - это такое же рискованное дело, как и открытие нового бизнеса. Почему? Некоторые франчайзеры перенасытили рынок своими предприятиями (магазинами, ресторанами, мастерскими и т.д.) и не предоставляют франчайзи обещанной поддержки, а недобросовестные франчайзеры просто обманывают ничего не подозревающих инвесторов.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля