Возможности и угрозы, связанные с глобальной розничной торговлей

Главная - Розничная торговля и коммуникации с потребителями - Возможности и угрозы, связанные с глобальной розничной торговлей

Фирмам, собирающимся выходить на международную арену розничной торговли, следует помнить не только об открывающихся перед ними широких возможностях, но и о потенциальных угрозах, с которыми им придется столкнуться в этом случае.

Благоприятные возможности

Перед фирмой, выходящей на международную арену розничной торговли, открывается много благоприятных возможностей. Это объясняется следующими причинами.

• Зарубежные рынки могут обеспечить более благоприятные возможности роста (благодаря большей численности населения и другим тенденциям).
• Внутренние рынки могут быть невыгодными по причине своей насыщенности или стагнации (застоя).
• Розничный торговец может предлагать товары, услуги или технологии, отсутствующие на зарубежных рынках.
• Уровень конкуренции на зарубежных рынках может оказаться ниже, чем на внутреннем рынке.
• Зарубежные рынки могут использоваться в качестве дополнения к внутреннему рынку, а не вместо него.
• Зарубежные рынки могут обеспечивать налоговые или инвестиционные преимущества.
• В силу ряда причин (например, политики, проводимой государством, или особых экономических условий) многие страны предоставляют зарубежным фирмам режим наибольшего благоприятствования.
• Средства связи совершенствуются. Всемирная информационная сеть позволяет розничным компаниям "охватывать" потребителей, проживающих далеко за пределами внутренних рынков этих компаний.

Угрозы

С глобальной розничной торговлей связаны и угрозы, что объясняется несколькими причинами.

• Существование определенных культурных различий между внутренним и зарубежными рынками.
• Стиль управления не всегда легко приспособить к местным условиям.
• Правительства отдельных стран налагают ограничения на проведение некоторых операций.
• На зарубежных рынках отмечается чрезвычайно неравномерное распределение доходов между разными группами потребителей.
• Несовершенство систем распределения и используемых технологий (например, слаборазвитая дорожная сеть, нехватка холодильных установок, неэффективная почтовая система). В ряде случаев это сводит на нет эффективность Web как инструмента продажи (из-за отсутствия определенной части цепочки предоставления ценности).
• Институциональные форматы в разных странах существенно различаются.

Стандартизация: достоинство и недостаток

Разрабатывая глобальную стратегию, розничный торговец должен особое внимание уделить концепции стандартизации. Можно ли стратегию, которой фирма придерживается на внутреннем рынке, стандартизировать и непосредственно применить к зарубежным рынкам? Или же такие факторы, как персонал, физическая структура объектов и сооружений, операции, рекламные сообщения, ассортиментные группы товаров и т.д., необходимо адаптировать к местным условиям и потребностям? Учтем следующие соображения. По сравнению с 50 штатами (в США), с их господствующим английским языком, единым федеральным законодательством и единой налоговой системой, Европа представляет собой поистине вавилонское столпотворение культур, языков и национальных особенностей, на существование которых не очень-то повлияло устранение межнациональных торговых барьеров. В пестром европейском калейдоскопе есть те, кто с большим подозрением относятся к финансовым институтам и потому весьма неохотно используют кредит (французы); те, кто вовсе не стремятся выехать с семьей в воскресное утро на пикник куда-нибудь подальше за город (британцы); те, у кого магазины работают не с 10.00 до 22.00, а гораздо дольше, зато в середине дня эти же магазины, как правило, закрываются на три часа (испанцы); те, кто привык экономить на каждой мелочи и покупать продукты питания в дисконтных магазинах (и это в Германии — самой экономически развитой европейской стране!).

Факторы, влияющие на успех стратегии глобальной розничной торговли

Вообще говоря, на успех стратегии международной розничной торговли могут оказывать влияние несколько факторов.

Своевременный выход на рынок. Если фирма оказалась на рынке первой, то, разумеется, это еще не гарантирует успех. Но если она вышла на рынок раньше основных конкурентов, это значительно повышает шансы фирмы на успех.
Сбалансированная международная программа. Несмотря на важность своевременного выхода на рынок, еще важнее правильно выбрать рынок. Одним из факторов, который обязательно должна учитывать любая фирма, является стабильность национальной валюты и правительства страны, на рынок которой собирается выйти эта фирма.
Рост численности среднего класса. Быстрый рост численности среднего класса означает рост доходов населения, который неминуемо приводит к увеличению объемов продаж.
Соответствие концепции и рынка. На развитых рынках, где больше ценятся качество и стиль, к успеху приводит специализация. В то же время при выходе на развивающиеся рынки успешными оказываются дисконтные или комбинированные (торгующие продуктами питания и товарами общего профиля) розничные магазины. Потребителей на таких рынках гораздо больше интересуют цены, ассортимент, ценность и удобство.
Самостоятельно или вместе с партнерами. Выходя на зарубежные рынки, многие розничные торговцы отдают предпочтение совместным предприятиям с местными партнерами. Такие совместные предприятия, как правило, вполне устраивают нации, особо чувствительные к сохранению своих культурных традиций и ценностей. Совместное предприятие облегчает установление контактов с правительством и поиск путей и способов ведения бизнеса в соответствующей стране.
Местоположение магазина и типы сооружений. Иностранным розничным торговцам нередко приходится приспосабливать свои концепции к непривычным для себя типам сооружений на других рынках. В некоторых странах торговые пассажи, например, встречаются чрезвычайно редко.
Ассортимент товаров. Потребители в большинстве стран мира были бы совершенно потрясены колоссальным ассортиментом товаров в североамериканских магазинах.
Уровень обслуживания. Потребители в некоторых странах не могут рассчитывать на что-то, хотя бы отдаленно напоминающее уровень обслуживания покупателей в магазинах Соединенных Штатов Америки. Отличие в этом вопросе может быть действительно очень большим.

Актуальная дата: 19.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля