Управление товарным ассортиментом и ценообразование в розничной торговле

Главная - Розничная торговля и коммуникации с потребителями - Управление товарным ассортиментом и ценообразование в розничной торговле

Управление товарным ассортиментом предполагает определение общего качества товаров и услуг, предлагаемых потребителям. При этом принимаются решения по поводу широты ассортимента (количество различных категорий продаваемых товаров) и его глубины (разнообразие товаров в пределах одной категории).

Розничный торговец с самого начала должен принять решение о включении в товарный ассортимент новых видов продуктов, о критериях закупки товаров (частота закупок, их сроки, поставщики). Разрабатываются в общих чертах процедуры прогнозирования, составления бюджета и бухгалтерского учета, устанавливается примерный уровень запасов для каждого типа продаваемых товаров. Наконец, розничный торговец разрабатывает процедуры, которые позволят ему оценить, пользуется ли успехом у покупателей каждый продаваемый товар. Что касается ценообразования, то розничный торговец должен выбрать один из способов установления цен (например, лидирование или подражание, "издержки, плюс фиксированная прибыль" или ориентация на спрос и т.д.).

Кроме того, он должен решить, в каком ценовом диапазоне будет продавать товары или услуги (в соответствии с имиджем фирмы и качеством предлагаемых товаров или услуг). Розничный продавец должен также определить градации цен в рамках каждой категории продуктов (например, сколько уровней цен следует назначить для багажных сумок и чемоданов). Кроме того, может применяться так называемый "метод психологических цен" (например, когда на товар устанавливается цена 4,99 доллара, а не 5 долларов). Возможность снижения цен также должна планироваться заранее. ошибочно думают: "Мы были первыми, значит, имеем достаточное преимущество для того, чтобы победить всех новых конкурентов". Главное же заключается в том, чтобы розничный торговец постоянно стремился к более полному удовлетворению потребностей целевого рынка, чем его конкуренты.

Технология

В современном мире технологии розничной торговли развиваются ускоренными темпами. Разработаны компьютерные системы для управления запасами и выполнения расчетов с покупателями. Электронные системы наблюдения используются для пресечения воровства в магазинах самообслуживания. Использование штрих-кодов произвело настоящую революцию в системах обработки товаров и управления запасами. Разработано множество эффективных способов складирования и транспортировки товаров. Чрезвычайно возросла популярность использования покупателями бесплатных телефонных номеров серии "800" для заказа товаров. И, конечно же, говоря о революционных "прорывах" в технологии, нельзя не упомянуть Web.

Правда, внедрение некоторых технологических новинок связано со значительными затратами и поэтому просто недоступно большинству мелких розничных торговцев. Например, большинство мелких фирм может использовать компьютеризованные системы расчетов с покупателями, но полностью автоматизированные системы управления запасами и собственные телефонные номера серии "800" им, как правило, не по карману. Вот почему эффективность таких фирм оказывается ниже, чем более крупных розничных компаний. Этот недостаток они должны компенсировать, предоставляя своим клиентам более "персонализированное" обслуживание (поскольку по причине более высоких операционных расходов их цены могут оказаться выше средних).

Экономическая ситуация

Розничная фирма не может повлиять на экономическую ситуацию, какой бы крупной она ни была. Безработица, процентные ставки, инфляция, налоговые ставки и валовой внутренний продукт - вот лишь некоторые экономические факторы, на которые любому розничному торговцу приходится так или иначе реагировать и которые он не в силах изменить. Рассматривая контролируемые части своей стратегии, розничный торговец должен учитывать прогнозы, касающиеся экономической ситуации в мире, в своей стране и населенном пункте.

Сезонность

Одним из ограничений, в условиях которых приходится действовать некоторым розничным торговцам, остается сезонный характер предлагаемых ими товаров и услуг, а также вероятность того, что непредсказуемая погода может обесценить даже самые "точные" и "научно обоснованные" прогнозы продаж. Розничные продавцы спортивного инвентаря, одежды, свежих продуктов питания, туристических услуг, а также предоставляющие автомобили напрокат, не в состоянии контролировать сезонный характер потребительского спроса или капризы погоды. Одним из вариантов решения для таких розничных торговцев остается диверсификация их товарного ассортимента.

Актуальная дата: 23.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля