Особые аспекты стратегического планирования в условиях глобальной розничной торговли

Главная - Розничная торговля и коммуникации с потребителями - Особые аспекты стратегического планирования в условиях глобальной розничной торговли

В мире насчитывается примерно 270 стран, в которых проживает 6 миллиардов человек; совокупный объем производства всех стран мира оценивается суммой, равной приблизительно 30 триллионам долларов. Вот почему глобальная розничная торговля раздается ускоренными темпами.

Сложность стратегического планирования в глобальной среде розничной торговли очевидна. Мировая экономика - это лоскутное одеяло, сшитое из огромного множества рынков розничной торговли, на которых многообещающие новые территории тесно переплетаются с потенциальным "болотом", где может утонуть любой розничный торговец, стремящийся расширить свою деятельность за пределы родной страны.

Каждой стране присущи свои особенности, несмотря на все возрастающую схожесть вкусов потребителей и дальнейшее развитие сложных информационных систем. Таким образом, приступая к разработке стратегии розничной торговли в международном масштабе, фирмы должны учесть все имеющие место быть факторы.

Розничные торговцы, собирающиеся вести свой бизнес на международном рынке, должны, наряду с процессом стратегического планирования, пройти следующие четыре этапа.

1. Оцените свой международный потенциал. Поскольку выход на международный уровень требует увеличения ресурсов фирмы, прежде всего вы должны оценить свой международный потенциал. Это позволит вам определить: тенденции, действующие в вашей отрасли; свои позиции на внутреннем рынке в данной отрасли; влияние, которое международная деятельность может оказать на ваши текущие операции; состояние ваших ресурсов; свой потенциал относительно объемов продажи на внутреннем и международном рынке. Вообще говоря, переходить на международный уровень розничной торговли не следует, если у вас нет надежной и прочной основы - стабильного бизнеса на внутреннем рынке. Проведите исследование стран-кандидатов. Любой, даже очень хорошо продуманный план может потерпеть неудачу, если допустить фундаментальные просчеты, связанные с культурными особенностями страны (в которой вы собираетесь открыть свой бизнес), с выбором партнеров или распределением ресурсов. Гораздо разумнее потратить время на исследования в начале работы, чем учиться на собственных ошибках, особенно если эти ошибки приведут к необратимым последствиям и уже нельзя будет что-либо исправить.

2. Обращайтесь за советами к специалистам и консультантам. После того как вы беспристрастно оценили свой международный потенциал и приняли решение о выделении необходимого времени и ресурсов, вам, возможно, потребуется помощь со стороны специалистов и консультантов. Подобные консультационные услуги оказывают многие группы специалистов как в частном, так и в государственном секторе экономики. Можно обращаться за помощью в отраслевые торговые ассоциации, а также в частные консультационные фирмы и на экономические факультеты ведущих университетов.

3. Выберите подходящие для себя страны. Проанализировав результаты своих исследований и выслушав рекомендации, необходимо принять решение о том, в какой стране (странах) вы будете открывать свой бизнес. Изучив информацию о ситуации в каждой стране (т.е. о ее экономическом положении, политической стабильности, законодательстве, налоговой политике, развитии инфраструктуры, количестве населения и культурных факторах), вы должны правильно расставить приоритеты. Например, экономика страны, как правило, имеет самый высокий приоритет для большинства фирм, принимающих решение об открытии своего бизнеса в тех или иных странах. Впрочем, не менее важны и политические факторы, в частности законы, регулирующие деятельность зарубежных фирм. Важность других факторов в большей степени зависит от продукта, с которым фирма собирается выйти на рынок. Например, технологический уровень развития страны имеет большее значение для фирмы, которая собирается продавать компьютеры, чем для фирмы, торгующей косметикой.

4. Разработайте, реализуйте и анализируйте стратегию международной розничной торговли. Разрабатывая стратегию международной розничной торговли, составьте бизнес-план, отражающий краткосрочные и долгосрочные цели фирмы, конкурентную нишу, которую вы стремитесь занять, и то, как вы собираетесь позиционировать свое предложение. Вообще говоря, правильно выбранная стратегия подразумевает определение целей (как на ближнюю, так и на дальнюю перспективу) и будущей тактики, планирование конкретных действий и сроков (соответствующих целям и тактике) и распределение ресурсов на эти действия. Такой план должен охватывать период от двух до пяти лет (в зависимости от того, что именно вы продаете), учитывать силу конкурентов, экономическую ситуацию в выбранных странах и прочие факторы. Ваша стратегия должна быть достаточно гибкой, поскольку зачастую лишь после открытия бизнеса в новой стране приходит понимание того, что выбранные подходы требуют определенной корректировки. Успешными стратегиями, как правило, являются такие, которые можно достаточно легко адаптировать к своеобразным местным условиям и частой перемене обстоятельств. Ставьте перед собой реалистичные цели относительно объемов продаж. Не следует недооценивать возможности местных конкурентов (впрочем, переоценивать их также не следует).

Актуальная дата: 19.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля