Выбор категории товаров или услуг фирмой розничной торговли

Главная - Розничная торговля - значение, этапы и процесс стратегического планирования - Выбор категории товаров или услуг фирмой розничной торговли

Прежде чем будущая розничная фирма сможет полностью разработать свой стратегический план, она должна выбрать определенную категорию товаров или услуг (goods/service category) - т.е. направление бизнеса, в котором ей предстоит работать. Существуют самые разные категории товаров или услуг, среди которых розничный торговец может выбрать наиболее подходящую для себя. В следующих разделах сайта мы будем изучать характеристики магазинных розничных торговцев, торгующих продуктами питания и товарами общего профиля, на них также рассматриваются нетрадиционные формы розничной торговли (в Web, внемагазинные и прочие).

На этом этапе планирования желательно (для большинства розничных торговцев) определить как категорию товаров или услуг в целом, так и собственную нишу в пределах этой категории. Например, дилеры, занимающиеся продажей автомобилей Jaguar, ориентируются на богатых потребителей. Wendy's - это сеть закусочных, знаменитая высоким качеством своих блюд быстрого приготовления (причем основной упор их меню сделан на гамбургерах). Motel 6 - это гостиничная сеть, преимуществом которой считаются недорогие номера с минимумом удобств. Выбирая ту или иную категорию товаров или услуг, будущий владелец розничной фирмы должен выбрать тип бизнеса, в наибольшей степени соответствующий его способностям и наклонностям, финансовым ресурсам и времени, которое он в состояний посвятить бизнесу.

Личные способности

Личные способности зависят от наклонностей конкретного человека, т.е. предпочтения, отдаваемого определенному типу бизнеса, и возможности успешно его вести; образования, т.е. наличия формальных знаний о методах и правилах розничной торговли; опыта, т.е. наличия практических знаний о методах и правилах розничной торговли. Человек должен иметь склонность к бизнесу, которым он хочет заниматься. Если, к примеру, человек хочет открыть собственный магазин, то конкретный тип и направление наиболее подходящего для него бизнеса будут зависеть от его характера. Если он любит проявлять инициативу и умеет быстро реагировать на действия конкурентов, то сможет быть независимым и самостоятельным розничным торговцем и выбрать для себя динамично развивающийся бизнес, например торговлю готовой одеждой. Если же он не любит принимать решения и не способен и шагу ступить, не обратившись сначала к кому-нибудь за советом, то наверняка будет искать партнеров или предпочтет франшизу и более стабильный вид бизнеса, например торговлю канцелярскими принадлежностями.

Кроме того, одному нравится личное общение с клиентами, и ему не по вкусу "безликая" система самообслуживания. А другому, наоборот, нравится "безликость" розничной торговли по почтовым заказам или через Web.

Для определенных видов деятельности закон требует подтверждения образования и опыта. Страховые брокеры, биржевые брокеры, брокеры по торговле недвижимостью, парикмахеры, косметологи, дипломированные бухгалтеры высшей квалификации, фармацевты и специалисты-оптики - вот основные типы розничных торговцев, уровень образования и опыт которых должны удовлетворять определенным требованиям, подтверждающим их профессиональную пригодность. Например, брокеры по торговле недвижимостью должны иметь лицензию на право заниматься этой деятельностью. Это предполагает их соответствие определенным этическим критериям и наличие у них практических знаний в деле торговли недвижимостью. Тем не менее звание "брокер" само по себе еще не означает, что его носитель умеет продавать и правильно вести себя с клиентами.

Одни способности можно приобрести на базе обучения или практического опыта, а другие должны быть врожденными. Поэтому будущему розничному торговцу следует проанализировать свои личные способности и сопоставить их с требованиями бизнеса, которым он собирается заняться. Это достаточно сложный процесс, предполагающий способность человека к серьезному размышлению и умение "заглянуть внутрь себя". В процессе сопоставления необходимо тщательно взвесить все свои сильные и слабые стороны.

Товарищество представляет собой удачный вариант формы собственности, если способности и профессиональные навыки каждой из сторон взаимно дополняются. Человек, имеющий значительный стаж практической работы в розничной торговле, может организовать товарищество с партнером, обладающим навыками и опытом, необходимыми для того, чтобы открыть новый магазин. Каждый из них обладает ценными качествами, но в одиночку, без помощи партнера, вряд ли сможет обеспечить успешную работу предприятия розничной торговли.

Актуальная дата: 15.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля