Электронные платежи в розничной торговле

Главная - Как формировать и поддерживать отношения в розничной торговле - Электронные платежи в розничной торговле

Электронные банковские операции (electronic banking) предполагают использование банкоматов (Automatic Teller Machines- ATM) и практически мгновенную обработку розничных покупок. Выполнение электронных банковских операций делает возможной централизованную обработку и учет, позволяя клиентам проводить трансакции круглосуточно и без выходных как в банках, так и в других местах (даже у себя дома или в офисе). Технология систем оплаты, пройдя последовательные этапы эволюции, за последние годы существенно изменилась.

В настоящее время в одних лишь Соединенных Штатах Америки установлено около 500 тысяч банкоматов. С помощью банкоматов люди совершают 12-13 миллиардов трансакций за год. И эти показатели, несомненно, будут расти. Банкоматы можно встретить в банках, торговых центрах, универсальных магазинах, супермаркетах, "удобных" магазинах (или магазинах по продаже товаров повседневного спроса), гостиницах и аэропортах, студенческих городках и других местах.

Применяя системы коллективного пользования, потребители могут совершать трансакции с помощью банкоматов за пределами своих местных зон банковского обслуживания. Например, сети компаний Cirrus и Plus позволяют своим клиентам пользоваться десятками тысяч банкоматов по всему миру.

Помимо использования для типичных финансовых трансакций (например, получение наличных денег по чеку, внесение денег на счет и снятие со счета, а также перевод денег с одного счета на другой), электронные банковские операции все чаще применяются в ситуациях, связанных с розничной торговлей. Все больше розничных компаний (особенно тех, которые раньше принимали платежи только наличными или чеками, - например, супермаркеты) пользуются - в той или иной форме - планом электронных дебетовых платежей. При использовании такого плана стоимость покупки немедленно (с помощью компьютера) вычитается из банковского счета клиента и переводится на счет розничного торговца. В настоящее время в магазинах США ежегодно совершается примерно миллиард таких электронных переводов.

Новый вариант электронных платежей - "интеллектуальная" карточка, или смарт-карточка (smart card) - в настоящее время усиленно рекламируется, но применяется все еще в весьма ограниченных масштабах. Такая смарт-карточка содержит специальный микрочип, в котором хранится и модифицируется (при выполнении очередной трансакции) информация. Смарт-карточка, вариант которой применяют компании Visa, MasterCard, American Express и др., похожа на обычные телефонные карточки. Потребители покупают закодированные компьютером карточки номиналом по 10, 20, 50, 100 долларов и выше. Затем, при совершении владельцем такой карточки покупок в магазине, специальные устройства считывания, установленные в контрольно-кассовых пунктах, "снимают" с карточки соответствующую сумму. Когда деньги будут полностью сняты с карточки, ее можно либо отдать на повторное кодирование, либо просто выбросить.

Но проблема смарт-карточек заключается в том, что в настоящее время лишь очень немногие фирмы могут поддерживать трансакции с их помощью. К тому же, при оплате с помощью смарт-карточек (в отличие от оплаты наличными) розничным торговцам приходится платить комиссионные.

Ожидается, что в будущем такие "интеллектуальные" карточки станут еще "интеллектуальнее", т.е. смогут дольше находиться в обращении и хранить больший объем информации (например, количество баллов, набранных постоянными покупателями).

Роль собственных кредитных карточек розничных компаний снижается вследствие роста популярности таких провайдеров финансовых услуг, как Visa и MasterCard, общее количество владельцев карточек которых достигло 500 миллионов человек (причем многие имеют карточки обеих этих компаний).

Тем не менее многие розничные компании по-прежнему придают большое значение собственным кредитным программам, полагая, что могут утратить свое своеобразие и индивидуальность, если потребители будут реже участвовать в этих программах.

Актуальная дата: 21.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля