Определение потребности в площади для каждой категории товаров

Главная - Создание и сохранение имиджа розничной компании - Определение потребности в площади для каждой категории товаров

После этого определяют площадь, которую будет занимать каждая категория товаров. Причем при всех расчетах необходимо учитывать как территорию торговли, как и все остальные территории.

Здесь существует два основных подхода - метод запасов модели и коэффициент эффективности использования площадей.

Метод запасов модели позволяет определить площадь, необходимую для организации выставок и продажи соответствующего товарного ассортимента. Примерами розничных предприятий, использующих этот метод, могут служить магазины одежды и обувные магазины. Пользуясь коэффициентом эффективности использования площадей, площади распределяют в зависимости от объема продаж или прибыли в расчете на квадратный метр, поэтому высокодоходным категориям товаров выделяют больше места, а малодоходным - меньше. К розничным фирмам, которые при распределении площадей используют этот принцип, относятся продуктовые и книжные магазины.

Составление плана расположения отделов внутри магазина

Затем составляется план расположения отделов внутри магазина. Для многоэтажных магазинов это подразумевает распределение отделов по этажам и планировку каждого этажа в отдельности. Какие товары должны находиться на каждом конкретном этаже? Какой будет планировка каждого этажа? Для одноэтажного магазина актуален только второй вопрос. При этом нужно решить следующие вопросы.

• Какие товары будут представлены на первом, втором, третьем этаже и т.д.?
• Как необходимо расположить группы товаров по отношению к дверям, средствам вертикальной транспортировки и т.д.?
• Где будут находиться товары импульсивного спроса или незапланированной покупки по отношению к тем товарам, которые посетители планируют приобрести?
• Где необходимо расположить товары повседневного спроса?
• Как следует разместить категории товаров, связанных между собой?
• Где необходимо расположить сезонные и несезонные товары?
• Где будут находиться категории товаров, занимающие много места, например мебель?
• Насколько близко должны быть расположены выкладки товаров и их запасы, сохраняемые в складских помещениях магазина?
• Каких схем передвижения при совершении покупок придерживаются потребители, после того как они вошли в магазин?
• Как добиться того, чтобы не было очередей в кассы, а также тесноты и скученности в магазине вообще?

Расположение отдельных товаров

И последний этап создания планировки магазина - это решение вопроса о размещении аров внутри отделов. Для этого можно использовать различные критерии. Например, самым доходным товарам и торговым маркам можно выделить наиболее благоприятные места, для которых характерны интенсивные потоки покупателей. Кроме того, товары можно сгруппировать по таким критериям, как размер упаковки, цена, цвет, торговая марка, необходимый уровень личного обслуживания и/или интерес потребителей.

Расположение товаров в конце прохода, на уровне глаз и возле контрольно-кассового пункта, скорее всего, приведет к повышению уровня их продаж. Кроме того, большое значение имеет постоянство размещения товаров в определенном месте; изменения планировки магазина иногда приводят к уменьшению объема продаж соответствующих товаров, польку покупатели не могут их найти.

Самым неблагоприятным считается расположение товаров на уровне колен или щиколоток, потому что покупатели не любят наклоняться. Некоторым розничным фирмам необходимо провести исследования, чтобы выяснить, как продажи товаров зависят от их расположения. При этом нужно помнить, что интересы производителя и розничного торговца часто не совпадают. Производитель хочет, чтобы его торговым маркам уделялось как можно больше внимания, и настаивает на том, бы его товары были расположены на уровне глаз, занимали целую полку и находились в конце прохода. В то же время розничный торговец стремится получить максимальные объемы продаж и прибыли, независимо от торговой марки.

Розничным торговцам, которые используют систему самообслуживания, приходится решать особые вопросы. Чтобы сделать расположение отделов более понятным для посетителей, они используют прямоугольную планировку с четко обозначенными проходами, выкладками и товарами. Также нужно выделить большую территорию для торговли и ассортимента товаров. Необходимо достаточное количество кассовых аппаратов и свободный доступ к ним. Заметим, что система самообслуживания мало подходит для продажи важных или дорогих товаров.

Рассмотрим некоторые виды тактики, используемой в супермаркетах.

• 60% фирм начинают с сельскохозяйственной продукции, а остальные с цветов. Суть в том, чтобы раздразнить потребителя, привлечь его заманчивыми выкладками товаров и обещанием свежих даров природы.
• Коробки с кукурузными (и другими) хлопьями следует размещать на нижних полках, которые находятся на уровне глаз ребенка.
• Люди покупают больше супов, если различные их виды расположены на полках не в алфавитном порядке.
• Магазинные торговые марки продаются лучше, если они находятся слева от марок производителя. Увидев название марки, глаз, привычный к направлению при чтении, автоматически движется влево (как будто это новая строка), чтобы сравнить цены.
• Поскольку наилучший угол зрения составляет 15° вниз от уровня горизонта, самое удачное расположение выкладки товаров - на высоте примерно 1,2-1,3 метра от пола.

Актуальная дата: 23.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля