Классификация товаров магазина

Главная - Создание и сохранение имиджа розничной компании - Классификация товаров магазина

Товары, предлагаемые магазином, можно классифицировать по типам группировки.

Группировка товаров по функциям. Товары делят на категории и размещают на полках по принципу общего конечного назначения. Например, в магазине мужской одежды могут продаваться такие функциональные группы товаров, как рубашки, галстуки, запонки, булавки для галстука; обувь, распорки для обуви и обувной крем; футболки, шорты и носки; костюмы; спортивные куртки и брюки.

Группировка товаров по мотивации. Этот подход учитывает степень заинтересованности покупателей в процессе покупок и то количество времени, которое они готовы провести в магазине. Человек, который любит делать покупки и у которого есть время, посетит не только нижние, но и верхние этажи магазина. А незаинтересованный человек, у которого нет времени на покупки, посмотрит выкладки товаров только на первом этаже. Фирма может выгодно использовать это, объединив товары по принципу мотивации. Посмотрите на первый этаж универмага. Здесь находятся, в основном, товары импульсивного спроса и другие для покупки которых не требуется долгих размышлений. А на четвертом этаже располагаются товары, вопрос о приобретении которых нужно серьезно обдумать.

Группировка товаров по сегментам рынка. При таком подходе объединяют товары, предназначенные для определенного целевого рынка. В магазине женской одежды товары делятся на одежду для девочек, девушек и женщин. В музыкальном магазине компакт-диски распределяют по музыкальным направлениям: рок, джаз, классическая музыка, кантри, народная музыка, жанры духовного песнопения и т.д. А в художественных салонах полотна разделяют по разным ценовым группам.

Группировка товаров по требованиям к хранению. Этот подход используется для товаров, которые требуют особого обращения (ухода). Так, в супермаркете есть морозильные камеры, холодильники и отделы с комнатной температурой. В цветочном магазине одни товары хранят в холодильнике, а другие - при комнатной температуре; так же поступают в булочной или в овощном магазине. Многие розничные торговцы используют сочетание нескольких подходов и в соответствии с этим разрабатывают планировку магазина. Ко всему сказанному можно еще добавить, необходимо принять меры, чтобы свести к минимуму возможности мелких краж. Для этого нужно размещать "уязвимые" группы товаров подальше от углов и дверей.

Определение схемы движения по магазину

Затем определяют схему движения по магазину. Существует два основных варианта передвижения - по прямым и по закругленным линиям. Если выбрана прямоугольная (точная) схема движения, то выставки товаров и проходы между рядами размещаются по прямоугольной или сеточной схеме, а при закругленной (свободной) схеме движения их располагают по закругленным линиям.

Прямоугольную схему движения чаще всего используют в продовольственных, дисконтных магазинах, магазинах хозяйственных товаров и в других розничных магазинах, ориентированных на удобство (как, например, магазин канцелярских товаров).

Перечислим преимущества этой схемы.

• Рациональность и целесообразность.
• В торговом зале отводится больше места для выставок товаров.
• Люди могут быстро сделать покупки. Постоянным покупателям особенно необходимы четко обозначенные, заметные проходы, чтобы они могли выработать для себя привычный путь передвижения по магазину.
• Проще контролировать запасы и обеспечивать безопасность.
• Облегчается самообслуживание, что позволяет снизить расходы на зарплату.

К недостаткам прямоугольной схемы относятся атмосфера обезличивания, более короткое время пребывания покупателей в магазине и постоянная спешка при совершении покупок.

Закругленная схема движения чаще всего применяется в бутиках, универмагах, магазинаx одежды и других, ориентированных на товары предварительного выбора. Например в магазинах одежды Wet Seal намеренно используют интерьер, "беспорядочность" которого призвана передать атмосферу комнаты девочки-подростка. Такая схема имеет следующие преимущества.

• Дружественная атмосфера.
• Покупатели могут без спешки рассмотреть все товары.
• По магазину можно ходить в любом направлении.
• Увеличивается количество импульсивных или незапланированных покупок.

К недостаткам свободной схемы движения относятся отсутствие строгой упорядоченности (что таит в себе возможность путаницы и неразберихи для покупателей), нерационально используемое пространство торгового зала, трудности контроля запасов и обеспечения безопасности, потребность в большом количестве персонала и возможность бесцельного хождения по магазину. Кроме того, создание выкладок товаров по свободной схеме обычно обходится дороже, чем по стандартной прямоугольной.

Актуальная дата: 23.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля