Элементы общего интерьера магазина

Главная - Создание и сохранение имиджа розничной компании - Элементы общего интерьера магазина

Пол в магазине может быть цементным, деревянным, покрытым линолеумом, ковром и т.д. Очевидно, что плюшевый ковер с густым ворсом создает одну атмосферу, а бетонный пол - совсем другую. Поскольку впечатления покупателей от магазина зачастую формируются на основе некоторых ключевых элементов, оформление пола имеет большое значение. Так, в 95% универмагов используется ковровое покрытие, в 90% дисконтных магазинов - линолеум и в 85% торговых центров "Все для дома" полы из бетона.

На имидж магазина также влияют цвета и освещение. Яркие и сочные цвета создают атмосферу, совершенно непохожую на ту, которая будет в помещении со светлыми пастельными или совершенно белыми стенами. Освещение может быть прямым или отраженным, белым или цветным, ровным или мерцающим. Например, в бутике одежды для подростков можно использовать яркие цвета и мерцающее освещение, а в магазине одежды для беременных - пастельные тона и отраженный свет.

В отделе детской одежды Nike Town в Гонолулу потолок оформлен в виде солнечной системы. Роль планет играют мячи разных размеров; их окружают светящиеся звездочки, созданные с помощью бесцветных и рассеивающих свет низковольтных лампочек, соединенных проводами. Нить накаливания, просвечивая сквозь прозрачные лампочки, создает эффект сияния.

Запахи и звуки тоже влияют на настроение покупателей и вносят свой вклад в создание атмосферы. В ресторане запах пищевых продуктов способствует возбуждению аппетита у клиентов. А в магазине косметики для привлечения покупателей можно использовать различные ароматы духов. В зоомагазине более уместны естественные запахи и голоса животных. В салоне красоты может звучать легкая музыка или рок в зависимости от целевого рынка. Медленная музыка в супермаркетах заставляет людей передвигаться медленнее, а значит, дольше оставаться в магазине.

Оборудование магазина выбирают, ориентируясь как на его практическое применение, так и на и эстетичность. Трубы, сантехника, вентиляция, балки, двери, оборудование складских помещений магазина, полки, стойки, стеллажи и столы - на все это нужно смотреть как на элементы оформления интерьера. В магазине, который имеет имидж дорогого, оборудование декоративно оформлено или вообще скрыто. А в магазине с имиджем дисконтного - оборудование обычно остается на виду, потому что это дешевле позволяет передать нужный образ.

Фактура стен также может улучшить или ухудшить атмосферу. В престижных магазинах часто используют модные рельефные обои, в универмагах, как правило, - гладкие, в дисконтных магазинах вы, скорее всего, обнаружите просто голые стены. В элитном магазине потолок украшают изысканные люстры, в то время как в дисконтном магазине висят простые светильники безо всяких излишеств.

На настроение покупателя влияет температура воздуха в магазине и то, каким способом добиваются ее поддержания. Человек может неуютно себя чувствовать, если зимой магазин недостаточно отапливается, а летом в нем слишком душно, и поэтому постарается сделать покупки как можно быстрее. С другой стороны, имидж магазина зависит от используемого метода поддержания температуры воздуха, т.е. будет ли это современная система кондиционирования (центральная или с автономными модулями для различных отделов) или просто вентиляторы и открытые окна.

На имидж розничного магазина влияет также ширина его проходов. Широкие и просторные проходы способствуют созданию более благоприятной атмосферы, чем узкие и тесные. Если покупателей, когда они ходят по магазину или рассматривают товары, никто не отвлекает, то они находятся в магазине дольше и тратят больше денег. Например, на первом этаже бостонского универмага Filene есть много товаров по выгодным ценам, но некоторые покупатели воздерживаются от посещения этого магазина из-за тесноты и скученности. Примерочные могут быть простыми, тщательно спланированными или отсутствовать вообще. В престижном магазине на полу в примерочных лежат ковры, и каждое из этих помещений рассчитано на одного человека. В магазине среднего уровня пол в примерочной покрыт линолеумом, и помещение рассчитано на нескольких человек. В дисконтном магазине примерочными служат небольшие кабинки или их просто нет. Заметим, что для многих людей при покупке одежды примерочные (и их состояние) - основной фактор при выборе магазина. В этом случае атмосфера неразрывно связана с типом примерочной.

В многоэтажных магазинах необходима некоторая форма вертикальной транспортировки: лифт, эскалатор и/или лестница. В больших магазинах можно сочетать все три их элемента. По традиции, в более дорогих магазинах используют лифты, которыми управляет оператор, а в дисконтных магазинах - лестницы. Сегодня все большую популярность приобретают эскалаторы. Они обеспечивают покупателям спокойное путешествие и позволяют увидеть панораму магазина. В дорогих магазинах возле эскалаторов размещают фонтаны, кусты и деревья. Расположение и дизайн лифта (эскалатора и/или лестницы) тоже вносит свой вклад в создание атмосферы магазина. В некоторых дисконтных и мелких магазинах лестницы по-прежнему сохраняют свое значение.

Светильники, деревянные или металлические балки, двери, комнаты отдыха, примерочные и средства вертикальной транспортировки могут стать причиной появления в розничном магазине "мертвых" зон. Это неудобные места, где нельзя разместить обычные выставки товаров. Иногда они не приносят дохода и выглядят непривлекательно. Но компании научились использовать их более эффективно. На выходных дверях вешают зеркала; возле комнат отдыха размещают торговые автоматы, а в примерочных - объявления. "Мертвую" зону эскалатора тоже можно использовать творчески. Во-первых, он позволяет покупателям рассмотреть с высоты каждый этаж. А во-вторых, если на входе и выходе эскалатора расположить выставки товаров импульсивного спроса, то их продажи увеличатся. Многие компании планируют эскалаторы таким образом, чтобы покупатели сходили с них на каждом этаже и сразу же оказывались перед привлекательной выставкой товаров.

Атмосфера магазина зависит и от количества, поведения и внешнего вида персонала. Вежливые, аккуратные и подтянутые, а также квалифицированные и знающие продавцы создают положительную атмосферу, а невоспитанные, неаккуратные и несведущие - отрицательную.

Если используется система самообслуживания, то количество персонала снижается до минимума, в результате чего формируется обезличенный имидж дисконтного магазина. Нужно иметь в виду, что нельзя создать имидж престижности в магазине, где действует система самообслуживания. Также на имидж розничного торговца влияют товары и услуги, которые он продает. Первоклассные и наилучшие товары способствуют созданию одного имиджа, а наихудшие - совершенно другого. Это соответственно отражается и на настроении покупателей.

Цены в магазине влияют на имидж двумя способами - уровень цен создает у покупателей впечатление об имидже розничной фирмы; большое влияние на атмосферу магазина оказывает также способ указания цен. В престижных магазинах мало вывесок с указанием цен или они вообще отсутствуют; используются только отдельные ценники на товарах. А в дисконтных магазинах основной акцент делают на вывесках, на которых цены указаны крупным шрифтом.

Расположение в магазине кассовых аппаратов также зависит от используемой ценовой стратегии. В престижных магазинах они находятся в незаметных местах, например, за колонной или в комнатах для сотрудников. В дисконтных магазинах кассовые аппараты размещаются в центре, и к ним направляют большие и заметные указатели.

На имидж влияют технологии, которые использует розничная фирма, а также современность здания магазина и его оборудования. Магазин с современными технологиями производит впечатление на покупателей эффективностью и скоростью своих операций. В то же время устаревшие медленные технологии обслуживания могут вывести покупателей из терпения. В магазине, расположенном в современном здании (с новым фасадом и вывеской) и оснащенном новым оборудованием (освещение, полы и стены), царит более благоприятная атмосфера, чем в старом помещении. Провести реконструкцию легче, быстрее и дешевле, чем построить или открыть новые торговые точки. Основными причинами для нее могут быть желание улучшить внешний вид магазина, обновить помещения, расширить занимаемую площадь, а также необходимость перераспределить места в торговых залах. В результате компания получает высокие объемы продаж и прибылей.

Последним по порядку, но не по значению, будет вопрос о поддержании чистоты в магазине. Какими бы впечатляющими ни были внешний вид здания и его интерьер, грязный магазин неизбежно произведет на покупателей плохое впечатление. Даже превосходный маркетинговый план не заставит магазин сверкать чистотой. А продавать нужно только в чистоте. Люди открывают двери и сразу же составляют мнение об имидже магазина.

Актуальная дата: 15.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля