Конкуренция и ценообразование в розничной торговле

Главная - Ценообразование в розничной торговле - Конкуренция и ценообразование в розничной торговле

То, насколько отдельная фирма может контролировать цены, очень часто зависит от конкурентной среды. При рыночном ценообразовании конкуренция очень высока; поскольку розничных фирм очень много, потребители стремятся найти товар по самой низкой цене. Поэтому фирмы устанавливают на товары такие же цены, как у других, и контролируют цену в меньшей степени. Супермаркеты, рестораны быстрого питания и автозаправочные станции используют рыночное ценообразование, так как для их отраслей характерен высокий уровень конкуренции и все продают практически одинаковые товары и услуги.

Спрос на товары (или услуги) определенных розничных торговцев может быть достаточно слабым, поэтому при значительном повышении цен некоторые клиенты уходят к конкуренту. При монопольном (управляемом) ценообразовании фирмы стараются привлечь клиентов с помощью особого комплекса стратегий розничной торговли.

Если между конкурентами существует большая разница, то розничный торговец имеет возможность контролировать свои цены. Это происходит в случае, когда для людей очень важны имидж, ассортимент, индивидуальный подход при обслуживании и другие факторы, поэтому они готовы платить цену выше средней за товары и услуги отдельных фирм.

К розничным торговцам, которые стремятся предлагать уникальные товары и услуги и контролировать свои цены, относятся традиционные универмаги, магазины модной одежды и дорогие рестораны высшего разряда.

Практически любую ценовую стратегию можно быстро скопировать. Поэтому если фирма-лидер добивается успеха, то реакция конкурентов вполне предсказуема. Это значит, что розничный торговец должен оценивать ценовую стратегию как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Если конкурентная среда становится слишком напряженной, может разразиться так называемая "война цен". Это означает, что многие фирмы постоянно понижают цены ниже обычного уровня и иногда даже ниже себестоимости, чтобы отбить покупателей у конкурентов. Иногда войну цен очень трудно прекратить, и она приводит к низким прибылям, убыткам и даже банкротству некоторых конкурентов. Особенно это касается розничных торговцев в Web.

Разработка стратегии розничной цены проходит пять этапов: выбор цели, политики, общей стратегии, реализация и корректировка. Как любая другая стратегическая деятельность, ценообразование начинается с постановки ясных целей и заканчивается выработкой адаптивного, или корректирующего, механизма.

Ценовую политику нужно интегрировать в общий комплекс стратегий розничной торговли, это происходит на втором этапе. Сам процесс может быть достаточно сложным по причине изменчивости природы спроса, большого количества продаваемых товаров и влияния внешних факторов, о которых мы уже говорили, на все этапы данного процесса.

Стратегия ценообразования должна отражать общие цели розничной фирмы, которые можно сформулировать с точки зрения объема продаж и прибыли. Помимо общих целей, розничный торговец должен определить более конкретные цели ценообразования. Это поможет избежать многих возможных проблем, например, путаницы из-за слишком большого количества цен, лишней траты времени на торговлю о цене с покупателями, частого проведения распродаж для увеличения притока покупателей в магазин, недостаточного размера прибыли и чрезмерного внимания к цене во всем комплексе стратегий розничной торговли.

Актуальная дата: 21.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля