Запланированные закупки и сумма, свободная для закупок

Главная - Процессы прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента - Запланированные закупки и сумма, свободная для закупок

Некоторые аналитики розничной торговли считают, что слишком многие розничные торговцы просто угадывают нужный объем закупок (в денежном выражении), вместо того чтобы вычислить размер суммы, свободной для закупок. Согласно мнению этих аналитиков, такие непродуманные решения обычно приводят к значительным излишкам объемов закупок. Таким образом, на вопрос закупщика розничного предприятия: "А нужна ли мне система планирования сумм, свободных для закупок?" нужно ответить просто: "Да, нужна".

Система планирования сумм, свободных для закупок, позволяет закупщику розничного предприятия планировать объемы своих закупок в денежном выражении таким образом, чтобы обеспечить соответствующую оборачиваемость запасов и в то же время свести к минимуму возможность нехватки запасов и снижения цен - поскольку объем запасов зависит от прогнозов объема продаж и товары всегда новые (свежие). Планирование сумм, свободных для закупок, также помогает обеспечить закупку нужного количества товаров каждым отделом для каждого времени поставки. Планирование даты поставки представляет собой особую важность для сезонных товаров, таких как одежда и подарки.

Хорошая система планирования сумм, свободных для закупок, позволяет избежать как излишка, так и нехватки запасов. Излишек запасов приводит к повышению затрат на их содержание, уменьшению скорости оборота запасов и чрезмерному снижению цен. Нехватка запасов приводит к утраченным возможностям продажи товаров (из-за отсутствия определенного товара вообще или необходимого размера, цвета, фасона и т.д.) и ведет к недовольству со стороны покупателей.

Два основных фактора, которые больше всего влияют на размер суммы, свободной для закупок, - это прогноз объема продаж и скорости оборота запасов. Если объем продаж оказывается большим, чем планировалось, то розничный торговец должен увеличить объем заказов таким образом, чтобы уровень запасов был достаточным для поддержки повышенной торговой активности. Один из способов планирования объема продаж в периоды его возрастания предусматривает корректирование прогнозов объема продаж на небольшой процент на основе тенденций прошлого. И наоборот, если объем продаж оказывается меньшим, чем планировалось, дальнейшие заказы следует урезать или даже отменить (если это возможно), чтобы избежать чрезмерного снижения цен, уменьшения суммы наличных денег и истечения срока годности товаров.

Многие специалисты рекомендуют данную стратегию, несмотря на то, что отношение к ней поставщиков может быть враждебным. Чтобы контролировать оборачиваемость запасов, закупщик должен ежемесячно сравнивать реальные и прогнозируемые объемы продаж и запасов по отделам. Если объемы продаж увеличиваются, скорость оборота запасов также должна возрасти, если только закупщик не заготовил на начало месяца нереально высокий уровень запасов. Но если скорость оборота запасов не соответствует прогнозируемому уровню, то закупщики не должны снижать прогнозируемые оценки оборачиваемости запасов. Это приведет к раскручиванию спирали в обратном направлении, т.е. к постепенному снижению скости оборота запасов.

Вместо этого закупщики должны попытаться распродать излишек запасов или урезать либо отменить сделанные заказы, прежде чем делать новые расходы.

Закупщик должен определить, вызвана ли разница между реальным и прогнозируемым объемом продаж какими-либо тенденциями или нестандартными ситуациями, такими как плохая погода, снижение цен конкурентами, неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в данном регионе, а также оценить эффективность общей стратегии розничного предприятия. Это поможет закупщику понять, послужит ли уровень эффективности предыдущего года хорошим ориентиром для прогноза эффективности на текущий год, будет ли в последующие месяцы продолжаться рост объемов продаж и закуплен ли нужный товар.

Актуальная дата: 15.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля