Планирование уровня запасов

Главная - Процессы прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента - Планирование уровня запасов

В соответствии со своим прогнозом для объемов продаж розничный торговец планирует уровни запасов на данный период. Запасов должно быть достаточно для обеспечения ожидаемого объема продаж с некоторым допуском на возможные ошибки. Для планирования уровня запасов используют методы основного запаса, процентного отклонения, недельных запасов и соотношения объема запасов и объема продаж.

При использовании метода основного запаса розничный торговец держит больше товара, чем ожидает продать в течение определенного периода. Это облегчает положение фирмы, если объем продаж превышает ожидаемый уровень, поставки задерживаются или покупатели хотят иметь более широкий ассортимент товаров. Данный метод будет наилучшим в случае низкой оборачиваемости запасов или неравномерности объемов продаж в течение года. В таком случае запланированный запас на начало месяца вычисляется как сумма запланированного объема продаж и основного запаса.

Метод процентного отклонения рекомендуется использовать, когда оборачиваемость запасов составляет больше шести раз в год или остается относительно стабильной, поскольку запланированный объем запасов оказывается ближе к среднемесячному значению, чем при использовании какого-либо другого метода.

При использовании метода недельных запасов прогнозируют средний объем продаж в неделю, поэтому начальный объем запасов равен ожидаемому объему продаж на несколько недель. В данном методе предполагается, что объем запасов прямо пропорционален объему продаж. Таким образом, в периоды пиков продаж на складе может храниться очень большой объем запасов, а в периоды низкого уровня продаж - очень малый.

Метод соотношения объемов запасов и продаж позволяет розничному торговцу поддерживать определенное соотношение объема запасов и объема продаж.

Планирование потерь

Помимо прогнозирования объемов продаж, розничный торговец должен оценить степень ожидаемых розничных потерь, которые вычисляются так: из суммы начальных запасов и планируемого на данный период объема закупок вычитается сумма планируемого объема продаж и конечного запаса. Запланированные потери включают в себя ожидаемые снижения цен (скидки для стимулирования сбыта), скидки для работников предприятия и другие виды скидок (для граждан пожилого возраста, представителей духовенства и других), а также сокращения запасов от воровства, поломок и ошибок учета. Очень важно, чтобы розничный торговец оценил и запланировал потери, а не считал это полной неожиданностью.

Планирование потерь зависит от двух ключевых факторов - оценки ожидаемого общего объема потерь на бюджетный период и распределения этой суммы по месяцам. При планировании общего объема потерь следует изучить следующее.

• Предыдущий опыт.
• Данные о снижении цен на других подобных розничных предприятиях.
• Изменения в политике компании.
• Перенос товаров из одного бюджетного периода в другой.
• Ценовые тенденции.
• Тенденции сокращения запасов.

Очень неплохо начать с изучения предыдущего опыта. Затем полученные сведения можно сравнить с аналогичной информацией других фирм, просмотрев опубликованные в отраслевых изданиях данные о снижениях цен, скидках и потерях запасов. Например, розничный торговец, который предоставляет больше скидок (или более значительные скидки), чем его конкуренты, может узнать об этом и исправить ситуацию, изменив практику закупок товаров и уровни цен или проведя более серьезное обучение продавцов. При изучении произошедших потерь розничный торговец должен оценить собственные методы работы. Изменения политики в течение бюджетного периода часто оказывают влияние на количество и время предоставления скидок. Например, если фирма расширяет свой ассортимент сезонных и модных товаров, то, вероятно, необходимость снижения цен увеличится.

Актуальная дата: 25.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля