Определение объектов контроля

Главная - Процессы прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента - Определение объектов контроля

Денежный контроль означает планирование инвестиций фирмы в запасы товаров и наблюдение за ними во времени. Процесс денежного контроля для прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента состоит из шести этапов: определение объектов контроля, прогнозирование объема продаж, планирование уровня запасов, потерь, закупок и размера прибыли. Необходимо последовательно выполнять все этапы данного процесса, поскольку изменение на одном из этапов повлияет на все последующие. Например, если прогнозируемый объем продаж чрезмерно занижен, у розничного торговца может обнаружиться нехватка товаров, поскольку он не планирует держать достаточно товара в течение сезона продажи и запланированный объем закупок также будет слишком низок.

Для прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента требуется выбрать объекты контроля, т.е. категории товаров, по которым будут собираться данные. Такие категории должны быть достаточно узкими, чтобы выделить благоприятные возможности и проблемы конкретных групп товаров. Розничный торговец, желающий контролировать товары по отделам, должен вести учет данных о распределении средств по каждой категории товаров. Например, информация о том, что общее снижение цен в отделе было на 20% выше, чем в прошлом году, станет менее ценной, чем сведения о конкретных группах товаров, цены на которые были сильно снижены. Розничный торговец может расширить систему своего контроля, объединяя категории товаров, с которыми работает тот или иной отдел. В то же время широкую категорию нельзя разбивать на составляющие. Лучше переборщить со сбором информации, чем получить ее слишком мало.

Полезно, по возможности, выбирать объекты контроля, которые согласуются с другими внутренними данными компании и с данными торговой ассоциации. Внутренние сравнения имеют смысл только в случае, когда классификационные категории постоянны. Классификационная система, которая время от времени меняется, не позволяет делать сравнения для различных периодов времени. Внешние сравнения будут корректными только в случае, если объекты контроля розничного предприятия и его торговых ассоциаций подобны.

Объекты контроля определяются на основе отделов, классификаций внутри отделов, классификаций по ценовым группам и стандартных торговых классификаций. Далее мы рассмотрим каждый из этих вариантов.

Розничные торговцы, по меньшей мере, должны вести финансовый учет по конкретным категориям товаров в отделах. Даже на небольшом предприятии нужны данные по отделам (инструменты и оборудование, принадлежности, бытовые приборы т.д.), чтобы осуществлять закупки, контролировать запасы и принимать решения о снижении цен. Лучше всего, чтобы самым крупным подразделением был отдел; это позволяет розничному торговцу оценивать каждую группу товаров или работу каждого закупщика.

Для получения большего объема данных, чем при делении на отделы, можно использовать классификационный мерчендайзинг, при котором каждый отдел делится на более мелкие категории для "родственных" типов товаров. При планировании повторного ассортимента можно вести финансовый учет не только общей производительности отдела, но также отдельно учет производительности по категориям.

В особой разновидности классификационного мерчендайзинга используют классификации ценовых групп, при которых объемы розничных продаж, запасов и закупок анализируются по категориям розничных цен. Этот подход очень полезен, когда предприятие продает один тип товара различным целевым рынкам по ценам, варьирующимся в широком диапазоне. Предприятия розничной торговли с глубоким ассортиментом товаров чаще всего применяют контроль ценовых групп.

Например, в магазине мужской одежды могут отнести к разным категориям спортивные куртки по цене 99-129 долларов и по цене 219-249 долларов. Такие категории спортивных курток обычно продают разным группам покупателей или одной группе покупателей, но для различных целей.

Чтобы сравнение данных компании со средними значениями по отрасли было корректным, категории товаров компании должны совпадать с категориями, которые приводятся в отраслевых изданиях.

Национальная федерация розничной торговли США разработала стандартную классификацию товаров, перечислив наиболее распространенные категории товаров для широкого диапазона розничных предприятий и продукции. Ежегодно эта организация издает сборник по результатам работы розничных магазинов, в котором использует свои классификации. У некоторых розничных торговцев также популярны более специальные классификации. Каждый год журнал Progressive Grocer издает "Справочник по продажам в супермаркетах", в основе которого лежат стандартные классификации для данной отрасли.

После определения объектов денежного контроля все трансакции - включая продажи, закупки, переводы, снижения цен и предоставление скидок сотрудникам - должны учитываться под соответствующим классификационным номером.

Актуальная дата: 23.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля