Процессы прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента

Главная - Процессы прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента

В этом разделе сайта мы изучим основные финансовые аспекты планов мерчендайзинга, объясним, что такое стоимостной метод учета и метод учета по розничным ценам. Кроме того, мы покажем процессы прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента, оценим различные методы поштучного контроля запасов.

До недавнего времени многие розничные предприятия, занимающиеся торговлей в Web, принимали товар обратно, только если получали его в состоянии, пригодном для продажи, и в срок не позже 30-60 дней с момента получения этого товара покупателем. Теперь некоторые розничные Web-торговцы смягчили свои правила. Например, компания Amazon.com принимает обратно любые рекомендованные ею книги в любое время, независимо от их состояния и полностью возмещая их стоимость. Такая перемена в политике возмещения стоимости товара, в основном, связана с тем, что розничные предприятия, торгующие в Web, получили низкие оценки по обслуживанию клиентов. Поэтому им нужно найти правильный с финансовой точки зрения способ решения данной проблемы. Онлайновые магазины допускают точно такие же ошибки, как и любые предприятия, занимающиеся прямым маркетингом. К таким ошибкам относится доставка не тех или поврежденных товаров, запоздалая доставка или вообще потеря заказа. Многих клиентов раздражает то, как некоторые фирмы решают подобные проблемы.

Финансовые аспекты мерчендайзинга состоят в том, что розничный торговец точно определяет, какие именно продукты (товары или услуги), где и в каком количестве закупать; при этом используются как денежный, так и поштучный методы контроля. Денежный контроль включает планирование наблюдение за финансовыми вложениями розничного предприятия в запасы товара в течение определенного времени. Поштучный контроль связан с количеством товаров, с которыми работает розничное предприятие в течение определенного времени. Денежный контроль обычно предшествует поштучному, поскольку розничный торговец должен спланировать вложения своих денежных средств, прежде чем принимать решения о количестве и ассортименте товаров.

Хорошо структурированные финансовые планы мерчендайзинга позволяют сделать следующее.

• Наметить стоимость и количество запасов в каждом отделе и/или магазине на определенный период. Таким образом можно сбалансировать запасы товаров, что позволит реже снижать цены.
• Предусмотреть объем товаров (с точки зрения инвестиций), которые приобретает закупщик в течение определенного времени. Это дает ориентиры закупщику.
• Предоставить закупщику возможность оценить размеры инвестиций в запасы по отношению к запланированным и реальным доходам. Это позволяет увеличить прибыль на инвестированный капитал.
• Частично определить потребности розничного предприятия в площади торговых залов, подсчитав объем запасов в начале и в конце месяца.
• Оценить эффективность работы закупщика. В качестве критериев эффективности могут использоваться разнообразные параметры.
• Выявить недостачу запасов, подсчитывая ошибки бухгалтерского учета и количество украденных товаров.
• Определить неходовые товары и усилить меры по стимулированию сбыта или снизить цены на эти товары.
• Поддерживать оптимальный баланс уровня запасов, чтобы не было ни избытка, ни недостатка товаров.

В этом разделе сайта рассматриваются четыре финансовых аспекта мерчендайзинга: методы учета запасов, прогнозирование и бюджетирование товарного ассортимента, методы поштучного, а также финансового (денежного) контроля запасов.

Денежный контроль означает планирование инвестиций фирмы в запасы товаров и наблюдение за ними во времени. Процесс денежного контроля для прогнозирования и бюджетирования товарного ассортимента состоит из шести этапов: определение объектов контроля, прогнозирование объема продаж, планирование уровня запасов, потерь, закупок и размера прибыли. Необходимо последовательно выполнять все этапы данного процесса, поскольку изменение на одном из этапов повлияет на все последующие. Например, если прогнозируемый объем продаж чрезмерно занижен, у розничного торговца может обнаружиться нехватка товаров, поскольку он не планирует держать достаточно товара в течение сезона продажи и запланированный объем закупок также будет слишком низок.

Системы поштучного контроля предназначены для работы с количеством товара, выраженным в штуках, а не в денежных единицах.

До сих пор денежный и поштучный методы контроля обсуждались порознь. Однако на практике они непосредственно связаны. Решение о том, сколько единиц товара закупать в данный момент времени, с одной стороны, влияет, а с другой - само подвержено влиянию таких факторов, как денежные инвестиции, оборачиваемость запасов, оптовые скидки, затраты на хранение и страхование и т.д. А теперь рассмотрим три аспекта финансового контроля запасов: оборачиваемость запасов и валовая прибыль на инвестированный капитал, время повторного заказа, а также объем повторного заказа.

От решения об объеме заказа зависит, как часто розничный торговец закупает товары. Если фирма делает крупные заказы, то затраты на обработку заказа обычно снижаются, а на содержание запасов - повышаются. Если же фирма делает мелкие заказы, то ее затраты на содержание запасов часто сводятся к минимуму, но затраты на обработку заказа могут возрасти (если только не используется электронный обмен данными и система планирования запасов методом быстрого реагирования).

Актуальная дата: 22.07.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля