Оценка товаров

Главная - Реализация планов мерчендайзинга в практике розничной торговли - Оценка товаров

Независимо от того, какой поставщик выбран, розничному торговцу нужно оценить товар, который он думает купить. Стоит ли исследовать каждую единицу товара или его можно купить на основании описания? Возможны три формы оценки: экспертиза, выборочная экспертиза и использование описания. Выбор методики зависит от стоимости товара, его характеристик, а также регулярности закупок.

Экспертиза используется, когда каждая отдельная единица товара исследуется перед покупкой и после доставки. Ювелирные изделия и произведения искусства - это примеры дорогих, а иногда и уникальных товаров, при покупке которых розничный торговец проводит тщательную экспертизу каждой единицы товара. Розничный торговец проводит выборочную экспертизу, когда регулярно закупает большие партии хрупких, скоропортящихся или дорогих товаров. Очевидно, что в такой ситуации экспертиза каждой единицы товара нецелесообразна. Поэтому проводится выборочная проверка качества и состояния товаров. Так, если розничный торговец хочет купить несколько сотен осветительных приборов, связок бананов или недорогих часов, то он не будет исследовать каждый светильник, банан или часы. Вместо этого проводится экспертиза нескольких единиц товара. И если результаты выборочного исследования оказываются удовлетворительными, то закупают всю партию товара. А неудовлетворительный результат экспертизы может привести к отказу от покупки всей партии (или к переговорам о предоставлении скидок).

Выборочная экспертиза также проводится после получения товаров. Розничный торговец может закупать товар на основании его описания, когда речь идет о стандартизированном, нехрупком и непортящемся товаре. При этом не проводится ни всеобщая, ни выборочная экспертиза; товары заказываются партиями на основании устного или письменного описания или иллюстраций. Например, магазин канцтоваров может заказывать скрепки для бумаг, блокноты и писчую бумагу по каталогу или на Web-сайте. После получения заказа проводится только подсчет количества единиц этих товаров.

Обсуждение сделки

После выбора поставщика товара и предварительной оценки товаров перед покупкой розничный торговец ведет переговоры относительно сделки и ее условий. При размещении нового или особого заказа контракт обычно заключается после переговоров. В этом случае розничный торговец и поставщик тщательно обговаривают все аспекты сделки. В то же время обычный или повторный заказ, как правило, предполагает одинаковую (типовую) форму контракта. При этом условия сделки стандартны или уже заранее согласованы, а заказ выполняется в соответствии с установившейся процедурой.

Для розничных фирм, торгующих товарами по сниженным ценам и с большими скидками, обсуждение контракта обычно требуется при каждой сделке. Дело в том, что такие фирмы применяют метод закупки в удобный момент, который предполагает переговоры об особо низких ценах на товары, продажи которых не оправдали ожиданий, сезон покупки которых подходит к концу, возвращенные покупателями фирме-производителю или другому розничному торговцу и уцененные товары. Но некоторые условия покупки необходимо уточнить в любом случае - и при проведении переговоров о заключении контракта, и при использовании его типовой формы. К таким условиям относится дата поставки, количество товара, цена и условия оплаты, скидки, способ доставки и момент передачи права собственности на товары. Также указываются некоторые особые условия.

Дата поставки и приобретаемое количество товара должны быть четко установлены и зафиксированы в документах. Розничный торговец должен иметь возможность аннулировать заказ, если любое из этих условий не выполняется должным образом. Цена, которую платит розничный торговец за данный товар (закупочная цена), условия оплаты, размеры допустимых скидок также очень важны. Какова себестоимость единицы товара для розничного торговца (включая стоимость погрузочно-разгрузочных работ)? Какие возможны формы оплаты (например, оплата наличными или в кредит)? Какие предоставляются скидки?

Часто цены, которые платят розничные торговцы (закупочные цены), снижаются в случае быстрой оплаты (например, запись "2/10/net 30" означает предоставление двухпроцентной скидки в случае полного погашения счета в 10-дневный срок; а счет должен быть полностью погашен в течение 30 дней), проведения мероприятий по стимулированию сбыта (например, организация выставок товара), а также закупки больших партий товаров.

Необходимо оговорить способ доставки (кораблем, самолетом, грузовиком, железнодорожным транспортом и т.д.), а также то, какая сторона оплачивает грузку (например, франко-завод (FOB factory - франко-борт или франко-вагон) означает, что поставщик обеспечивает погрузку товара и передачу его грузоотправителю, но фрахт (т.е. саму перевозку) оплачивает розничный торговец).

Наконец, в контракте должен указываться момент передачи права собственности, после которого право собственности на товары переходит от поставщика закупщику (розничному торговцу). Кроме того, любая сторона может включить в контракт особые условия. Иногда эти условия выгодны для обеих сторон (например, соглашение о том, какую рекламную поддержку товара обеспечит каждая сторона). В других случаях на включении дополнительных условий настаивает более влиятельная сторона.

Основная причина разногласий между поставщиками и крупными розничными торговцами состоит в том, что вторые все чаще требуют у первых плату за место, т.е. размещение товаров поставщиков на полках своих магазинов. Представьте себе, настолько тесен (с превышением спроса над предложением) рынок недвижимости, что его участники платят землевладельцам тысячи долларов только за то, чтобы зарезервировать место площадью не больше 0,1 квадратного метра. Однако плата еще не гарантирует, что это небольшое пространство будет в их распоряжении уже через месяц. Такой дорогой рынок недвижимости находится не в Манхэттене и не в Токио. Он на полках вашего местного супермаркета. Плату за место - от тысячи до 20 тысяч долларов США - супермаркеты и другие крупные розничные торговцы берут с фирм-производителей, желающих выставить свои новые товары на их полках. Руководители мелких предприятий-производителей считают, что плата за место была задумана, чтобы убрать их товары с полок магазинов. Но розничные торговцы отвечают, что представление нового продукта - это рискованное дело, для успеха которого необходимы инвестиции.

Актуальная дата: 21.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля