Обработка и выполнение заказа

Главная - Реализация планов мерчендайзинга в практике розничной торговли - Обработка и выполнение заказа

Для того чтобы оптимизировать обработку и выполнение заказов, некоторые розничные торговцы в настоящее время занимаются планированием запасов методом быстрого реагирования (quick response (QR) inventory planning), с помощью которого розничный торговец сокращает количество имеющихся запасов за счет более частых заказов меньшего количества товара. QR-система требует от розничного торговца поддержания хороших отношений с поставщиками, координирования поставки товаров, внимательного слежения за уровнями запасов во избежание дефицита товаров, а также регулярной связи с поставщиками посредством электронного обмена данными и других средств.

QR-система позволяет розничному торговцу снизить затраты, связанные с запасами, свести к минимуму площадь помещений, необходимую для хранения товаров, а также заказывать товары в зависимости от рыночной ситуации - и все это за счет более быстрого пополнения запасов. QR-система выгодна также фирме-производителю. Она позволяет улучшить оборачиваемость запасов и устанавливать лучшее соответствие между спросом и предложением, предоставляя поставщику данные о реальных объемах продаж. Заметим, что раньше эти данные не были так легко доступны для производителя. К тому же, эффективная QR-система затрудняет розничному торговцу смену поставщика.

Наиболее активными пользователями QR-системы стали универмаги, дисконтные магазины с полным ассортиментом, специализированные магазины одежды, торговые центры "Все для дома", супермаркеты и аптеки. QR-система наиболее эффективна в сочетании с готовым к выставлению в торговом зале товаром, низкими минимальными размерами заказов, магазинным оборудованием нового формата и электронным обменом данными. Готовым к выставлению в торговом зале называется товар, который доставляется в магазин в таком состоянии, что его можно сразу размещать на полках без какой-либо предварительной подготовки, проводимой работниками розничного предприятия. При таком подходе фирмы - производители одежды отвечают за прикрепление к одежде ярлыков (с информацией, указанной розничным торговцем) и размещение ее на вешалки. Точно так же некоторые супермаркеты требуют, чтобы поставщики наклеивали этикетки на фрукты (например, яблоки и грейпфруты), тем самым освобождая служащих отдела сельскохозяйственной продукции для выполнения других задач.

Быстрое реагирование также означает, что поставщики должны изменить минимальные размеры принимаемых ими заказов. Например, если раньше размер минимального заказа у фирм - изготовителей постельного белья и полотенец составлял 12 единиц данного размера или цвета, то теперь минимальный размер составляет лишь 2 единицы. Подобным образом минимальный размер заказа мужских рубашек снизился с 6 до всего 2 штук. Новые размеры минимальных заказов привели к тому, что некоторые розничные торговцы установили новое оборудование внутри магазинов. До применения системы быстрого реагирования оборудование было рассчитано на то, что в розничном предприятии полный объем запасов. А сегодня розничные торговцы должны работать с меньшим объемом запасов.

Электронный обмен данными позволяет розничным торговцам более эффективно планировать запасы методом быстрого реагирования, передавая информацию между розничными предприятиями и их поставщиками с помощью компьютеров, т.е. используя безбумажную технологию.

Частные информационные сети, использующие Internet-технологии, также получили широкое распространение. Прелесть Internet состоит в том, что благодаря ей размер компании не имеет значения. В настоящее время некоторые супермаркеты пытаются использовать собственную форму обработки и выполнения заказов, называемую эффективным реагированием на действия потребителя (Efficient Consumer Response - ECR). С помощью ECR супермаркеты объединяют в одно целое планирование запасов методом быстрого реагирования, электронный обмен данными и логистическое планирование. Это делается так: В основе ECR лежит QR-метод, однако ECR затрагивает гораздо более широкий диапазон вопросов. Сюда входит не только цикл заказа, но и множество деловых процедур, таких как оставление новых товаров, выбор товарного ассортимента и проведение мероприятий продвижению. Но основные используемые методы практически одинаковы. ECR использует технологии для того, чтобы улучшить выполнение каждого этапа данного цикла и деловой процедуры, что приводит к более быстрому и точному выполнению каждого этапа.

ECR предполагает также отношения сотрудничества, при которых розничные торговцы, оптовики, посредники и производители (в любом сочетании) вместе работают над выявлением "слабых мест" (т.е. моментов неэффективной работы) и снижением затрат, стремясь к тому, чтобы такие отношения в конечном счете были выгодны для всех. Истинная эффективность достигается лишь тогда, когда снижаются общие затраты всех участников отношений.

Хотя руководители супермаркетов полагают, что ECR позволит им уменьшить затраты на распределение на десятки миллиардов долларов, внедрить этот метод оказалось непросто. Во многих супермаркетах все еще не желают отказаться от возможности договариваться с поставщиками об особых условиях краткосрочных закупок в обмен на шаблонное и повседневное выполнение заказов без специальных условий. Есть еще два аспекта обработки и выполнения заказов, которые также интересуют розничных торговцев. Во-первых, это предварительное уведомление об отгрузке. Розничные торговцы получают лишь список товаров, а полный вариант транспортной накладной отсылается в электронном виде сразу после того, как поставщик отправляет груз. В результате розничный торговец получает больше времени и может лучше подготовиться к тому, чтобы получить и разместить товары. Во-вторых, поскольку все больше розничных торговцев закупают товар у многих поставщиков, которые находятся в самых разных местах, в том числе и за рубежом, им приходится координировать размещение и выполнение своих заказов.

Актуальная дата: 25.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля