Выбор между общей и специализированной закупочной организацией

Главная - Разработка планов мерчендайзинга - Выбор между общей и специализированной закупочной организацией

Необходимо сделать выбор между общей и специализированной закупочной организацией. В общей закупочной организации один или несколько человек покупают весь товар для фирмы. Так, владелец небольшого магазина хозяйственных товаров может сам купить весь товар для него. В специализированной организации каждый закупщик отвеет за некоторую категорию товара. Например, в универсальном магазине обычно есть отдельные закупщики одежды для юношей, девушек и женщин. Общий тип организации предпочтительнее, если розничная фирма достаточно невелика либо нужно закупать всего несколько наименований товаров или услуг. Специализированный тип лучше подходит для крупных организаций или тех, которые оперируют широким ассортиментов товаров или услуг. При специализированном типе организации лучше поставлено информационное обеспечение и зоны ответственности четко определены; однако расходы выше и, как правило, необходим дополнительный персонал.

Источники персонала

Розничная фирма может сделать выбор между внутренней закупочной организацией и/или внешней. Внутренняя закупочная организация укомплектована собственным персоналом розничной фирмы, а решения по мерчендайзингу принимают штатные сотрудники фирмы. При наличии внешней закупочной организации заключается договор с "внешней" компанией или нанимается "внешний" персонал; обычно это делается на основе выплаты комиссионных. Большинство розничных фирм используют либо внутренний, либо внешний тип закупочной организации, но некоторые выбирают сочетание обоих типов.

Внутренние закупочные организации чаще всего характерны для крупных и очень мелких розничных фирм. Крупные делают это для того, чтобы в большей степени контролировать решения по мерчендайзингу и отличаться от других фирм. У них есть финансовые возможности, чтобы привлечь к этому делу собственных специалистов. А в очень мелких розничных фирмах, таких как булочная или магазин канцелярских товаров, владелец или менеджер выполняет все функции мерчендайзинга, чтобы сэкономить деньги и быть ближе к рынку.

Приведем два примера крупных розничных фирм, имеющих внутренние закупочные организации.

Zellers - это канадская фирма, имеющая около 350 дисконтных универсальных магазинов с полным ассортиментом по всей стране. Все функции мерчендайзинга выполняются внутри фирмы. Закупщикам предоставляется свобода в том, чтобы применить свои способности в маркетинге и мерчендайзинге с целью найти такой ассортимент товаров, который позволил бы удержать лидерство в своей сфере и удовлетворить потребности покупателей. У этой фирмы 14 закупочных отделов, которые приобретают обувь, электронику, товары для дома, модные аксессуары, мужскую одежду, предметы оформления интерьера и детскую одежду.

В сети магазинов одежды по сниженным ценам Ross Stores, имеющей магазины в 17 штатах, руководствуются следующими принципами: "Наша приверженность закупочной функции стала необходимым условием конкурентоспособности фирмы. Мы предлагаем товары известных торговых марок по более выгодным ценам благодаря умению договариваться с поставщиками и поддержанию с ними тесных взаимоотношений. Как специалисты по маркетингу розничной фирмы, осуществляющей свою деятельность во многих штатах, мы применяем стратегию предпринимательских закупок, отражающую местные предпочтения и тенденции. Нам всегда нужны люди на следующие позиции: менеджеры по мерчендайзингу, закупщики, ассистенты закупщиков, аналитики по контролю за мерчендайзингом и аналитики-плановики".

Внешние закупочные организации характерны для мелких или средних розничных фирм или тех, которые находятся далеко от поставщиков (источников снабжения). В этих случаях розничным фирмам выгоднее нанять закупщиков со стороны, чем использовать собственных сотрудников. Внешняя организация имеет преимущество в работе с поставками (по причине больших объемов закупок), обычно обслуживает не конкурирующие жду собой розничные фирмы, предоставляет услуги по исследованию рынка и иногда предлагает товары частных торговых марок. Внешней закупочной организации могут платить розничные фирмы, которые пользуются их услугами, или поставщики, выплачивающие комиссионные. Иногда отдельная розничная фирма решает создать собственную внутреннюю закупочную организацию, если чувствует, что внешняя фирма имеет дело с ее непосредственными конкурентами; розничная фирма может решить также, что гораздо выгоднее закупать товары самостоятельно.

Резидентное закупочное бюро, которое может быть как внутренней, так и внешней организацией, используется в случае, если розничная фирма хочет быть в курсе основных тенденций рынка и не может это сделать только с помощью сотрудников по закупке из главного управления фирмы. Такие бюро обычно располагаются в важных центрах - источниках товаров и предоставляют ценные сведения и информацию о лицах, с которыми полезно завести деловые связи.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля