Типы закупочных организаций

Главная - Разработка планов мерчендайзинга - Типы закупочных организаций

Уровень формальности

В формальной закупочной организации мерчендайзинг (закупка) является отдельной функцией розничной торговли, поэтому для ее выполнения создается специальный отдел. В сферу обязанностей этого отдела входит закупка товара и предоставление его для продажи. Формальная закупочная организация чаще всего используется крупными фирмами; для этой цели привлекается специальный персонал неформальной закупочной организации. Мерчендайзинг (закупка) не является отдельной функцией. Один и тот же персонал занимается и мерчендайзингом (закупкой) и другими задачами розничной торговли; здесь обязанности и полномочия не всегда четко определены и разграничены.

Неформальные закупочные организации чаще используются мелкими розничными фирмами. Формальная организация имеет следующие главные преимущества: четкое определение обязанностей и полномочий, а также наличие специальной должности мерчендайзера, занятого полный рабочий день. А главный недостаток такой организации состоит в том, что нужно тратить средства на содержание специального отдела. Главными преимуществами неформальной организации считаются низкая стоимость и гибкость. А главные недостатки - это нечетко определенные обязанности и полномочия, а также уменьшение значения планирования мерчендайзинга.

Существует множество примеров обеих структур. Использование формальной организации и, следовательно, содержание специального отдела, не является жизненной необходимостью для фирмы. Совершенно необходимо другое: чтобы в фирме осознали роль мерчендайзинга (закупки) и четко определили и утвердили обязанности мерчендайзеров, виды выполняемых ими работ, полномочия и взаимосвязи с другими операциями фирмы.

Степень централизации

Розничные фирмы с несколькими филиалами должны выбрать централизованный либо децентрализованный тип закупочной организации. В централизованной закупочной организации все решения относительно закупок исходят из одного офиса. Например, сеть может иметь 12 магазинов, но все решения по мерчендайзингу будут приниматься в главном магазине. При децентрализованной закупочной организации решения относительно закупок принимаются на местном или региональном уровне. Таким образом, фирма может разрешить каждому из 12 магазинов сети осуществлять закупки самостоятельно. Иногда филиалы разделяют по географическим регионам (например, получив четыре филиала на регион), чтобы решения на региональном уровне принимали в главном магазине каждого региона.

Централизованная закупка имеет следующие преимущества: объединение усилий, строгий контроль, постоянный имидж, близость к высшему руководству фирмы (топ-менеджерам), поддержка персонала и скидки за счет объемов закупок. А возможные недостатки - это отсутствие гибкости, промедление, низкий моральный дух работников местных магазинов и излишнее единообразие. Децентрализованная закупка имеет следующие преимущества: способность приспособиться к местным условиям, быстрая обработка заказов и более высокий моральный дух, потому что филиалы автономны. К возможным недостаткам относятся несогласованное планирование, непостоянный имидж, ограниченный контроль, меньшая поддержка персонала и отсутствие скидок за счет объемов закупок.

Многим сетям удается совместить преимущества обоих описанных видов при создании централизованной закупочной организации и одновременном наделении менеджеров магазинов полномочиями изменять существующие заказы или размещать собственные. Каждая розничная фирма должна решить, как использовать мнение персонала магазина при принятии решении в сфере мерчендайзинга. В одних фирмах эти решения принимаются на местном уровне, а в других - все делается строго централизованно. Чтобы улучшить мерчендайзинг на местах, подумайте о сочетании двух моделей, когда информация собирается в центральном хранилище данных, но в то же время ее могут использовать как менеджеры в главном управлении фирмы, так и сотрудники в регионах.

Как правило, закупочный персонал главного управления фирмы имеет самые тесные связи с поставщиками и, следовательно, возможность наиболее эффективно закупать огромное количество разнообразных товаров для удовлетворения потребностей покупателей. Но когда отдельным магазинам предоставлена некоторая свобода в осуществлении закупок, необходимо сделать так, чтобы в хранилище данных отражались сведения о покупках на местах и состоянии запаса товаров. Тогда будут известны и результаты, и те, кто за них отвечает. Поэтому мерчендайзинг на местном уровне зависит, в первую очередь, от качества связи между местными магазинами и главным управлением корпорации.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля