Самосканирование в розничной торговле

Главная - Операционный менеджмент - нефинансовые аспекты управления розничным предприятием - Самосканирование в розничной торговле

Самосканирование широко используется в Европе, но в Соединенных Штатах Америки оно еще проходит период становления. Метод самосканирования в настоящее время подвергается тщательному тестированию в ряде американских розничных фирм, особенно в сетях супермаркетов. Как отмечает Барб Рэмсауэр, директор отдела информационных систем сети из 23 магазинов Balls Food Stores, "три года назад эта технология была еще слишком дорогостоящей, а теперь вот, пожалуйста, мы уже ее используем".

В течение двух месяцев после внедрения системы самосканирования в одном магазинов сети с ее помощью обрабатывалось 2300 заказов покупателей на бакалейные товары вдень (это примерно 7% трансакций покупателей). В магазине Balls тестировали систему самосканирования на двух специальных проходах самообслуживания, которые использовались вместо одного традиционного на контрольно-кассовом пункте. На контрольном пункте самообслуживания покупатели могут сканировать штрих-коды товаров, складывать товары в сумки и оплачивать их без помощи кассира. На этих конттрольных пунктах установлен сканер, и все сканируемые данные сводятся в единую интегрированную торговую систему.

Чтобы не допустить обмана со стороны покупателя, контрольные системы встроены наблюдательные камеры, с помощью которых на экране появляется изображение человека, делающего покупки. В отличие от традиционных торговых терминалов, требующих обучения покупателя, сенсорные экраны контрольного пункта самообслуживания "ведут" покупателя, помогая ему последовательно пройти этапы, необходимые для осуществления трансакции, включая этап оплаты.

После того как покупатель отсканирует все товары, он получает отпечатанную квитанцию. Затем покупатель может выбрать одну из нескольких форм оплаты, включая оплату по кредитным и дебетовым карточкам, а также наличными (сдача выдается автоматически). Супермаркет может приобрести также дополнительное оборудование, которое позволит принимать в качестве оплаты чеки и талоны на льготную покупку продуктов. В зависимости от размера магазина и объема его продаж менеджеры розничной фирмы выбирают один из вариантов - ввести должность специального дежурного, наблюдающего за несколькими контрольными пунктами самообслуживания и переходящего от одного пункта к другому, или создать дежурный пост (с постоянно находящимся на нем дежурным). Этот дежурный должен проверять возраст покупателя в случае покупки им алкогольных напитков или табачных изделий.

Некоторые поставщики систем и оборудования пунктов самообслуживания предлагают дополнительную возможность - базы данных весов товаров, с помощью которых можно сравнить реальный вес содержимого теки с тем весом, который должен быть на самом деле на основании данных сканирования. И в случае каких-либо несоответствий персоналу службы безопасности магазина поступает предупреждение.

Если система самосканирования получит широкое распространение в Соединенных Штатах, это сильно повлияет на расходы на заработную плату, а также на уровень обслуживания покупателей.

Система самосканирования дает розничной фирме и покупателю следующие преимущества: уменьшение расходов на заработную плату, повышение качества обслуживания покупателей (поскольку все проходы контрольных пунктов открыты всегда - даже в периоды небольшого наплыва покупателей) и возможность переключить кассиров на выполнение других функций. Кроме того, система самосканирования дает покупателю возможность делать покупки в условиях конфиденциальности. Недавний опрос постоянных покупателей в пяти супермаркетах (три из которых относятся к сетям супермаркетов, а два - независимы) показал, что, по мнению 61% опрошенных, система самосканирования обеспечивает более высокое качество обслуживания покупателей. Но только 10% опрошенных сказали, что они пользуются исключительно контрольными пунктами с системой самосканирования. Покупатели, которые не пользуются данной системой, обычно считают, что наличие таких контрольных пунктов ведет к уменьшению очередей в традиционные кассы. Им было приятно сознавать, что такая возможность существует, особенно если очереди в обычные кассы были слишком большими.

Для покупателя система самосканирования предоставляет большие преимущества. Это все равно что объехать по короткому пути транспортную "пробку". Возможно, "объезд" займет столько же времени, сколько вы прождали бы со всеми остальными. Но этот вариант все-таки лучше, потому что вы двигаетесь.

Актуальная дата: 20.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля