План операций

Главная - Операционный менеджмент - нефинансовые аспекты управления розничным предприятием - План операций

Одним из необходимых инструментов управления розничной фирмой является план операций, в котором методично перечисляются все рабочие функции (операции), которые должны выполняться, их характеристики и время выполнения. После того как план разработан, в розничной фирме подробно определяют все рабочие функции, выполняемые с момента открытия магазина и до его закрытия, а также людей, которые отвечают за выполнение этих функций.

Например, нужно решить следующие вопросы. Кто открывает магазин? Когда? Какие действия необходимо выполнить при открытии магазина (отключение сигнализации, включение общего электропитания, загрузка компьютеров, выкладка товаров, которые запирают на ночь, и т.д.)?

Осуществление этих задач нельзя оставлять на волю случая. Если розничная фирма достаточно крупная или диверсифицированная (т.е. имеющая много различных направлений деятельности), то у нее может быть не один, а несколько планов операций. Тогда у нее будут отдельные планы операций для материально-технического обеспечения магазина, управления запасами, кредитного менеджмента и выкладки товаров в магазине. Кроме того, каждый раз, когда розничная фирма меняет формат своих магазинов или операционные процедуры (например, более широко внедряя систему самообслуживания), она должна также корректировать свой план (или планы) операций.

Необходимо по возможности стандартизировать операции (в одном месте и в нескольких местах), выделить моменты, когда работа осуществляется неэффективно или с большой вероятностью ошибок, оценить по полноте, оценить индивидуальные потребности и предложить рекомендации по повышению эффективности.

Формат, размер магазина и распределение его площадей

По отношению к формату магазина розничный торговец должен рассмотреть вопрос о том, можно ли повысить эффективность с помощью таких методов: разместить магазин в спланированном торговом центре, а не в не спланированном деловом районе; использовать при строительстве стандартные материалы, а не выполненные на заказ; применять определенный стиль оформления магазина и планировки выкладки товаров. Как всегда, принимаемые решения должны быть связаны с комплексом стратегий розничной торговли. Главный вопрос относительно формата сетевых розничных магазинов звучит так: стоит ли использовать магазины-прототипы, чтобы все торговые точки имели относительно единообразную конструкцию, планировку и операционные стандарты.

Магазины-прототипы имеют несколько преимуществ. Их использование позволяет упростить процесс строительства магазинов и осуществлять централизованное руководство, снизить расходы на строительство, использовать стандартизованные методы работы, упростить переход работников из одной торговой точки в другую, сразу закупить в больших количествах оборудование и другие материалы, а также создать определенный, узнаваемый имидж сети. Но в то же время жесткая ориентация на магазины-прототипы может привести к потере гибкости, неспособности адаптироваться к особенностям местного спроса и воспользоваться ими, а также к отсутствию творчества.

Наряду с магазинами-прототипами некоторые сети используют программы рационализма розничной торговли, которые сочетают в себе высокий централизованный контроль со стороны руководства и строго определенные операционные процедуры для каждого этапа работы. Большинство операций в различных точках этих сетей выполняется практически одинаково. Это легко сделать благодаря жесткому контролю и стандартизации. Кроме того, фирма может открыть значительное количество новых точек (организационных единиц) в достаточно сжатые сроки.

В своем стремлении быть особенными, не похожими на других и узнаваемыми, а так же по причине высокой арендной платы во многих крупных городах, различные фирмы используют один из двух или оба противоположных подхода к выбору размера магазинов. Некоторые фирмы используют магазины типа "убийца категории", чтобы благодаря широчайшему ассортименту одерживать верх над более мелкими магазинами. Продуктовые магазины-склады и крупные дисконтные магазины часто располагаются в местах, где арендная плата невысока. Их владельцы уверены что будут иметь широкие торговые зоны, т.е. смогут привлечь покупателей в большом радиусе от себя. В то же самое время некоторые розничные фирмы считают, что крупные магазины неэффективны при обслуживании насыщенных и мелкомасштабных рынков, и открывают мелкие магазины либо закрывают существующие из-за высокой арендной платы.

В погоне за высокими объемами продаж имеет значение не то, насколько глубоко и широко вы раскинули сети, а то, где вы их раскинули.

Розничные фирмы часто уделяют довольно много внимания распределению места в магазине. Они хотят использовать площади как можно эффективнее и поэтому определяют, сколько места и где выделить каждой категории товаров. В некоторых случаях розничные торговцы решают вообще отказаться от каких-либо групп товаров, потому что те занимают слишком много места в магазине по сравнению с объемами их продаж и получаемой от этого прибылью.

Актуальная дата: 20.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля