Кризисный менеджмент

Главная - Операционный менеджмент - нефинансовые аспекты управления розничным предприятием - Кризисный менеджмент

Несмотря на самые лучшие намерения, розничные фирмы иногда могут столкнуться кризисными ситуациями, из которых нужно выйти с минимальными потерями. Кризис могут вызвать такие события, как пожар в магазине или повреждение водопроводной трубы; плохие погодные условия, из-за которых разбилась витрина магазина; забастовка рабочих, пикеты которых частично перекрыли доступ в магазин; автомобильная авария на стоянке; ночная кража со взломом; внезапная болезнь владельца фирмы или ведущего сотрудника; ураган, после которого магазин остался без электроэнергии; неожиданно высокий или низкий потребительский спрос на товар или услугу; внезапное повышение цен у поставщика; стихийное бедствие, такое как наводнение или землетрясение, и другие факторы.

Кризисы не всегда можно предвидеть, и, несмотря на все усилия сотрудников розничной фирмы, их результаты могут быть достаточно неблагоприятными. Но все же при разработке планов действий следует придерживаться следующих принципов.

1. Должны существовать планы действий на случай самых разных ситуаций и кризисов. Именно поэтому розничные фирмы покупают страховки, устанавливают резервные генераторы на случай отключения электроэнергии и подготавливают планы преемственности руководства на случай внезапной болезни главных должностных лиц фирмы. Таким образом, у фирмы должна быть подробная программа действий, которой нужно следовать в кризисной ситуации, такой как пожар в магазине или авария на автостоянке.

2. В случае возникновения кризисной ситуации следует сообщить всем, кого это касается, необходимые и важные сведения: пожарной охране или милиции, сотрудникам фирмы, покупателям, а также средствам массовой информации.

3. Необходимо, чтобы все стороны, которые затронула кризисная ситуация, сотрудничали, а не конфликтовали.

4. Реакция должна быть настолько быстрой, насколько это возможно; нерешительность только ухудшит ситуацию.

5. Все должны четко знать порядок подчиненности при принятии решений; человек, принимающий решения, должен обладать соответствующей властью и полномочиями.

Проблемы управления в условиях кризиса касаются не только крупных, но и мелких розничных фирм. Как заметил один специалист по кризисному менеджменту, "мелким начинающим фирмам следует быть готовыми к кризису, поскольку они могут допустить ошибочные действия только в очень узких и ограниченных пределах. Их ситуация очень неустойчива, и даже малейший кризис может стать для них роковым".

Аутсорсинг

В последние годы все больше розничных фирм прибегают к аутсорсингу для выполнения операционных задач, которые раньше они выполняли сами. При аутсорсинге розничная фирма платит сторонней (внешней) фирме за то, что она берет на себя выполнение одной или нескольких ее операционных функций. Это делается для снижения затрат и экономии времени работников, которое они могут посвятить чему-то поважнее.

Например, фирма заключила с логистическими фирмами договор о выполнении ими таких задач, как консолидация мелких партий товаров и обработка возвращенных товаров. Фирма использует аутсорсинг для выполнения большинства операций по перевозке товаров на грузовиках.

Преимущества аутсорсинга ярко иллюстрирует пример сети аптек Eckerd. Экономия затрат. Уменьшение ответственности. Улучшение внешнего вида магазина. Вот всего несколько преимуществ, которые получила фирма Eckerd после того, как перешла от самостоятельного обслуживания системы освещения к программе аутсорсинга. "Теперь, в результате аутсорсинга, у нас более удачное освещение по меньшей цене", - говорит менеджер корпорации. В прошлом в фирме Eckerd использовали региональный подход. У нее было шесть отделений по обслуживанию, технические работники которого отвечали за замену лампочек и балластных резисторов и проведение ремонта. Лампочки меняли когда они перегорали. В отсутствие техников менеджеры магазинов сами меняли лампочки. Это вело к несогласованности действий, а также делало фирму уязвимой перед возможной ответственностью. Переход к новой системе начался 5 лет назад, когда в фирме Eckerd решили перевести все работы по обслуживанию, включая освещение, на аутсорсинг. И почти сразу же стали очевидны преимущества этой системы: экономия средств за счет сокращения персонала и снижения накладных расходов, связанных с хранением запаса товаров, обслуживанием грузовиков, складских помещений и управлением всеми этими операциями.

Актуальная дата: 21.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля