Качество трудовой жизни

Главная - Операционный менеджмент - нефинансовые аспекты управления розничным предприятием - Качество трудовой жизни

Работать, чтобы жить, или жить, чтобы работать? Противоположные взгляды работников на эту проблему усложняют положение руководства. Многие менеджеры старшего возраста считают, что молодые работники едва ли имеют представление о трудовой этике. Молодые работники говорят, что они хотят "получать от жизни все" и попадают в ловушку "негармоничного существования". Молодые менеджеры испытывают сложности в общении с работниками старшего возраста, которые не хотят мириться с переменами.

В ходе многих исследований обнаружилось, что эти работники тихо и незаметно влияют друг на друга. Пожилые работники часто сожалеют о том, что они так много отдали фирме ценой семейного счастья. Теперь они хотят более полнокровной жизни. Молодые работники хотят держать под контролем свою работу, особенно ее влияние на их жизнь. Они стремятся к большей гибкости и подвижности. И те, и другие испытывают давление со стороны семьи по поводу выполнения семейных обязанностей, таких как уход за ребенком или пожилыми родителями.

Современные работники сочетают в себе ценности, убеждения и действия, которые стали следствием не возраста, а отношения к качеству жизни. Проведенное исследование 1400 руководителей, менеджеров и сотрудников организаций всех возрастов показало, что:

• 84% людей - это самое важное открытие - нравится то, что они делают, но не нравится то, где они это делают. Они приводят конкретные примеры политики подавления творчества, бессмысленных правил и процедур и руководителей, живущих на планете под названием установленная норма (или так положено);
• 42% хотели бы уйти со своей работы и последовать за хорошим начальником, не строить новые взаимоотношения;
• 76% хотели бы уйти с нынешней работы в компанию, где зарплата меньше, и больше гибкости и есть возможности для развития личности;
• 58% считают, что у человека со стороны больше шансов получить работу или повышение по службе, которых они хотят;
• 72% менеджеров не имеют никакого представления о своем будущем в компании;
• многие фирмы прогнозируют, что в будущем 80% их сотрудников будут заняты неполный рабочий день;
• общая производительность труда сотрудников, занятых неполный рабочий день, примерно на 30% выше, чем у занятых полный рабочий день.

В недавнем прошлом многие работники (на всех уровнях) просто уходили от своих работодателей, если их потребности не удовлетворялись. Сейчас наблюдается обратная тенденция. Как выяснилось в результате серьезных исследований, несмотря на то, что приходится работать в ситуации поражения и разочарования, многие работники предпочитают оставаться в фирме, упорно работать и стараться трансформировать ее. Они рассматривают эту задачу как испытание своих возможностей, пробу сил и считают, что она стимулирует их и что это "классно". Они чувствуют, что могут "подтолкнуть" фирму в сторону изменений к лучшему. Для этого они создают команды, не имеющие жесткой организации и структуры и состоящие из представителей разных отделов, которые ставят под сомнение существующие правила и политику. Одна такая команда, помимо проведения опросов среди коллег по работе по самым разным вопросам (начиная от графиков работы и заканчивая собраниями), собрала деньги и наняла юриста по трудовому праву в качестве консультанта. Только тогда руководство внесло изменения в работу фирмы.

Впоследствии главный администратор фирмы сказал: "Я не знаю, что со мной произошло. Но, отодвинув в сторону свое самолюбие, я понял, что они правы. Они подготовились, располагали фактами и были очень вежливы. Побольше бы такого неравнодушия к работе и делам фирмы".

Уменьшение ресурсов рабочей силы также заставляет руководство розничных фирм пересматривать свою политику и требования, которые больше "не срабатывают". Обдуйте приведенные ниже реальные примеры существующей практики и методов, которые работники подвергают сомнению и отказываются принять.

• Правила требуют, чтобы каждый менеджер магазина работал по субботам и воскресеньям три раза в месяц, потому что выходные дни - это самое напряженное время работы розничного магазина.
• Негласное правило говорит, что если вы работаете, как обычно, восемь часов в день, - это значит, что вы несерьезно относитесь к своей карьере и вам не следует рассчитывать на повышение.
• Необходимость делать карьеру заставляет работника учиться делать то, к чему он не имеет интереса, наклонностей или способностей от природы.
• Практика смотреть на сотрудников, занятых неполный рабочий день, как на нечто необходимое, но малозначимое.
• Годовые отчеты на основании должностных инструкций не имеют отношения к выполненной работе.

Согласно исследованиям, многие современные молодые работники демонстрируют упорство и настойчивость, и пожилые работники принимают эту новую установку. Молодежь верит, что перемены, к которым она стремится, будут благом для всех - и для компании, и для работников. И если они не добиваются изменений сразу, они собираются снова, пересматривают свою стратегию и делают следующую попытку. Они считают себя прагматиками, но никак не циниками. Они хотят, чтобы на них смотрели как на клиентов (покупателей), а не как на товар. Многие вышестоящие менеджеры жалуются на это высокомерие и заносчивость работников.

Но современные работники считают уверенность в себе своим правом. Они предпочитают оставаться и стоять на своем, а не уходить, потому что знают, что в других местах лучше не будет. Если специалисты по управлению персоналом будут стараться понять современных работников, то они помогут своим фирмам найти способы сбалансировать возрастающие проблемы служащих на работе и в семье. И тогда их работа будет приносить пользу и работодателю, и работникам.

Актуальная дата: 19.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля