Управление активами

Главная - Операционный менеджмент - финансовые аспекты розничной торговли - Управление активами

Каждый розничный торговец должен управлять своими активами и контролировать долговые обязательства (или пассивы). Здесь представлены основные компоненты балансового отчета розничной компании, описана стратегическая модель прибыли, а также другие основные финансовые коэффициенты. В балансовом отчете указаны активы розничного торговца, его долговые обязательства (пассивы) и собственный капитал предприятия на определенный момент времени на основании следующей формулы:

Активы = Пассивы + Собственный капитал.

Активы - это вся собственность розничного торговца, имеющая денежную стоимость. Текущие активы (оборотные средства, или оборотный капитал) - это наличность на счетах (или в банке), а также собственность (ликвидные активы), которую можно легко перевести в наличность в короткий срок, - например, запасы товаров на руках (или находящиеся пути к розничному торговцу) и счета к получению (сумма, которую клиенты должны фирме).

Основные средства (или основной капитал) - это собственность, здания (магазин, склад т.д.), магазинное оборудование и техника, например кассовые аппараты и грузовики; все перечисленное используется в операциях фирмы в течение длительного времени. Самыми важными основными средствами многих розничных торговцев остается недвижимость. В отличие от оборотных средств, для которых в балансовом отчете указывается полная стоимость, для основных средств указывается остаточная стоимость (за вычетом амортизационных отчислений). Это может затруднить управление активами, так как записи не будут точно отражать истинную стоимость активов фирмы. Например, многие аналитики розничной торговли используют термин скрытый основной капитал для описания активов, таких как здания магазинов и складов, которые занесены в баланс по заниженной стоимости по сравнению с их реальной ценностью. В некоторых случаях инвесторы стремятся приобрести розничные предприятия по причине высокой стоимости скрытого основного капитала.

Пассивы - это финансовые обязательства, которые розничный торговец берет на себя в ходе управления предприятием. Краткосрочные обязательства - заработная плата работников, задолженность по налогу на прибыль, счета к оплате (долги поставщикам) и краткосрочные займы; все это необходимо погасить в будущем году. Долгосрочные обязательства включают в себя выплаты по ипотечному кредиту и долгосрочные ссуды; как правило, их выплачивают на протяжении нескольких лет.

Собственный капитал розничного торговца - это разность между активами и пассивами. Он называется также чистой стоимостью капитала (за вычетом обязательств) и представляет собой стоимость предприятия после вычитания суммы всех финансовых обязательств. В операционном менеджменте цель розничного торговца заключается в следующем: использовать активы так, чтобы это приносило наилучшие результаты.

Существует три основных способа оценки этих результатов: с помощью коэффициента прибыльности, оборачиваемости активов и финансового рычага (показателя использования заемных средств).

Коэффициент прибыльности, или норма прибыли - это один из показателей эффективности деятельности предприятия, который выражается отношением чистой прибыли розничного торговца к чистому объему продаж. Чтобы увеличить коэффициент прибыльности, розничный торговец может попытаться либо повысить валовую прибыль (как процент от продаж), либо снизить операционные расходы как процент от продаж. Фирма может повысить валовую прибыль, делая закупки товаров при самых благоприятных условиях, продавая эксклюзивные линии товаров, избегая ценовой конкуренции с помощью отличного обслуживания клиентов, сводя к минимуму случаи снижения цен и продавая ассортимент товаров с высокими торговыми надбавками. А снизить операционные расходы можно следующими способами: ввести систему самообслуживания, уменьшить расходы на зарплату (составив более оптимальное расписание и введя автоматизацию), внести дополнительную сумму за ипотечный кредит, чтобы воспользоваться преимуществом более низких процентов, снизить энергопотребление и т.д. Но проводить такую политику нужно очень осторожно, чтобы не ухудшить обслуживание клиентов до такой степени, что объемы продаж и прибыли начнут падать.

Оборачиваемость активов - это один из показателей эффективности деятельности предприятия, который выражается отношением чистого объема продаж розничного торговца к его сумме баланса. Чтобы улучшить скорость оборота активов (т.е. оборачиваемость), фирма должна увеличить объем продаж при том же уровне активов или поддерживать тот же объем продаж при сниженном уровне активов. Существует несколько способов увеличения объемов продаж: удлинить часы работы магазина, принимать заказы на Web-сайте фирмы, обучить сотрудников методам перекрестной продажи (т.е. продавать клиентам дополнительные товары) или продавать товары более известных торговых марок.

Ничто из перечисленного не требует увеличения активов. Но есть и другой путь - поддерживать тот же объем продаж при сниженном уровне активов. Для этого можно переехать в магазин меньшего размера (чтобы меньше площадей расходовалось впустую), взять более простое оборудование (или договориться с поставщиками, чтобы они установили собственное оборудование), хранить меньший запас товаров или договориться с владельцами собственности, чтобы те оплатили часть затрат на реконструкцию и ремонт.

Коэффициент использования заемных средств, или финансовый рычаг - это один из показателей эффективности деятельности предприятия, который выражается отношением суммы баланса розничного торговца к собственному капиталу предприятия. Розничный торговец с высоким коэффициентом использования заемных средств имеет значительный долг, в то время как коэффициент, равный 1, обозначает, что долга у него нет, т.е. активы равны собственному капиталу. Если же данный коэффициент слишком высокий, то можно предположить, что фирма сосредоточит свои усилия на снижении затрат и на краткосрочном увеличении объемов продаж, чтобы оплачивать высокие проценты. Коэффициент прибыльности снижается из-за выплаты по процентам, фирма даже может обанкротиться, если не будет своевременно выплачивать долги; с другой стороны, низкий показатель использования заемных средств свидетельствует, что розничный торговец слишком консервативен и тем самым ограничивает свои возможности обновить и расширить существующие магазины, выйти на новые рынки.

Как правило, коэффициент использования заемных средств слишком низкий, если размер собственного капитала достаточно велик. В этом случае собственный капитал можно частично заменить за счет увеличения размера краткосрочных и долгосрочных ссуд и/или счетов к оплате. А можно сделать так, чтобы некоторую часть капиталов изъяли из бизнеса их владельцы (акционеры, если это открытая акционерная компания).

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля