Финансовые тенденции в розничной торговле

Главная - Операционный менеджмент - финансовые аспекты розничной торговли - Финансовые тенденции в розничной торговле

Нам будет полезно также изучить некоторые финансовые тенденции, имеющие отношение к управлению активами: новые источники финансирования, первоначальное публичное предложение акций (первый выпуск акций), слияние и объединение, создание дочерних компаний, банкротство и ликвидация.

Многие розничные торговцы извлекают большие преимущества из новых источников финансирования своих предприятий. По словам одного специалиста, "сейчас есть целая куча денег - так много ликвидных средств по всему рынку, что компании на каждом этапе своего развития могут получить деньги частных лиц в обмен на акции". Это сильно отличается от обычной ситуации, в которой оказывались многие новички и развивающиеся розничные торговцы, когда они должны были справляться с проблемами недостаточного финансирования или слишком зависели от основателей.

Данная тенденция набирает силу благодаря, во-первых, пенсионным фондам, страховым компаниям и другим крупным инвесторам, которых интересуют начинающие и развивающиеся компании, и, во-вторых, профессиональным инвесторам, которые регулярно создают новые фонды. Если розничный торговец уязвим, то ему нужно проявлять осторожность, чтобы избежать так называемых "фондов-стервятников", которые дают деньги взаймы под непомерные проценты или в обмен на слишком большую долю акций.

Еще один источник финансирования, который получил широкое распространение за последние 10 лет, - это первоначальное публичное предложение акций, или первый выпуск акций (Initial Public Offering - IPO), когда компания получает деньги за счет продажи своих акций широкой общественности. Лет десять тому назад этот источник финансирования стал очень популярным у розничных Web-торговцев по причине высокого потенциала таких фирм; но чрезмерное использование IPO охладило пыл некоторых инвесторов. В качестве примеров розничных Web-торговцев, которые сразу же после продажи акций испытали стремительный взлет, можно привести eBay (аукционный сайт) и Webvan (онлайновый бакалейный магазин). Фактически, компания Webvan получила 7,9 миллиарда долларов в первый день торгов, несмотря на прогнозы о том, что ее убытки составят 65 миллионов долларов.

С другой стороны, результаты продажи акций некоторых онлайновых компаний разочаровали инвесторов. Чтобы первый выпуск акций оказался успешным, нужно прислушаться к советам специалистов. Первоначальное публичное предложение акций может сделать вас богатым, на некоторое время вы даже станете известным человеком. Данное событие однозначно говорит о том, что ваша компания добилась успеха. Но не путайте одно с другим. Если вы добились успеха, это еще не значит, что в недалеком будущем вы выпустите акции. Нужно не только учесть величину фирмы, масштаб ее деятельности и особенности отрасли, но и правильно выбрать время для предложения акций. На уровне приблизительных расчетов вопрос о времени может показаться простым. Насколько восприимчивым окажется рынок для первоначального публичного предложения акций?

Но есть и другие темы для размышлений. Можно ли сказать, что ситуация в вашей отрасли благоприятна ? Если нет, то вам будет трудно договориться о встрече с руководителем инвестиционного банка, чтобы обсудить вопрос о выпуске акций, не говоря уже о реальном осуществлении этой идеи. Вы уверены, что в скором времени выйдете из затруднительного положения и начнете получать прибыль? Иногда компании начинают выпускать акции в то время, когда заявляют о своей убыточности. Мы слышим о них не потому, что это привычное явление, а потому, что оно слишком необычное. Выпустив акции, лучше заявить о повышении доходов, чем об уменьшении убытков.

Есть ли в вашей фирме профессиональные менеджеры? Превращение в открытую акционерную компанию - это событие, которое обернется невероятной нагрузкой на все человеческие ресурсы. Поэтому, если вы - тот, кто строит планы, отвечает за осуществление стратегии, контроль и корректирующие действия; если при этом вы продаете акции инвесторам, регулярно предоставляете им свежую информацию и считаете, что так и должно быть, то после выпуска акций звонок в службу спасения будет для вас только вопросом времени.

Существует ли определенная группа покупателей, которая заинтересуется вашими акциями? На этот вопрос трудно ответить, но, тем не менее, он очень важен. Будут ли акции вашей фирмы - благодаря характеру ее деятельности - ценным приобретением для организаций-инвесторов и устроит ли их стоимость акций?

Слияние и объединение представляют собой такой способ, благодаря которому сильные розничные торговцы могут увеличить свои активы, не строя при этом новые объекты и не ожидая, пока новые бизнес-единицы начнут приносить прибыль. А для слабых розничных торговцев это способ получения финансовых вливаний. Стимулом таких сделок бывает (как правило) слабость приобретаемых компаний. В одних случаях приобретенную компанию преобразовывают, и она получает имя и формат покупателя. В других случаях приобретаемая фирма продолжает работать под своим собственным именем и в том же формате. Обычно в результате слияний и объединений некоторые магазины закрываются (особенно в случае пересечения торговых зон) и сокращается управленческий персонал.

В течение последних 20 лет покупка контрольного пакета акций компании с помощью кредита, - когда смена собственника розничного предприятия финансировалась с помощью банковских ссуд, инвесторов или других лиц, - оказывала сильное влияние на бюджет и поток денежной наличности розничных компаний. В некоторых случаях в результате такой покупки даже широко известным розничным торговцам из-за больших долгов приходилось больше заниматься выплатой процентов по долгам, чем инвестициями в предприятие. Они проводили распродажи, чтобы получить достаточно наличности для покрытия операционных расходов и покупки новых товаров, и продавали магазины, чтобы рассчитаться с долгами.

Иногда успешные розничные торговцы создают дочерние компании (за счет отделения от материнской), чтобы получить больше денежных средств или продать подразделение, которое больше не оправдывает ожиданий.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля