Вознаграждение персонала розничной фирмы

Главная - Предприятие розничной торговли и менеджмент персонала - Вознаграждение персонала розничной фирмы

Для того чтобы и розничная фирма, и ее сотрудники работали эффективно, вознаграждение должно быть справедливым. Вознаграждение включает в себя прямую, денежную форму оплаты (заработная плата, комиссионные и премии) и косвенные формы оплаты (оплачиваемый отпуск, страхование жизни и здоровья, пенсионные отчисления).

Для лучшей мотивации сотрудников в некоторых компаниях также существует план участия в прибылях. Мелкие розничные фирмы обычно платят зарплату, комиссионные и/или премии и меньше внимания уделяют дополнительным льготам (пенсии, оплачиваемые отпуска и т.д.). Крупные компании, как правило, платят зарплату, комиссионные и/или премии и предлагают более значительные дополнительные льготы.

Уже довольно долго, хотя и безуспешно, в США ведется работа по поднятию федерального минимума заработной платы, который с 1997 года остается на уровне 5,15 доллара в час. Несмотря на сопротивление многих розничных фирм, это движение продолжается. Кроме федерального закона о минимальной заработной плате, в 43 штатах есть собственное законодательство, которое регулирует этот вопрос. В 10 штатах этот минимум выше федерального, а в 6 штатах - ниже.

Размер минимальной зарплаты имеет наибольшее значение для розничных фирм, принимающих на работу сотрудников самого низшего звена или на неполный рабочий день (к этой категории относятся миллионы людей). Но работа сотрудников, занятых полный рабочий день и делающих карьеру в розничной торговле, всегда оплачивается по весьма привлекательной рыночной цене. И чтобы привлечь в компанию людей на неполный рабочий день в период хорошей экономической ситуации, розничные фирмы часто вынуждены платить зарплату выше установленного минимума. Иногда в крупных фирмах вознаграждение для некоторых должностей устанавливается в коллективном договоре (между управляющими и профсоюзом).

По данным американского Бюро статистики труда, около 1,25 миллиона работников розничных предприятий являются членами профсоюзов. Например, на долю "охваченных" профсоюзами бакалейных магазинов приходится более чем 60% общего объема продаж американских супермаркетов. Но, тем не менее, независимые супермаркеты не склонны к созданию у себя профсоюзов. Контракты членов профсоюза нередко оказывают сильное впечатление на работников, не состоящих в профсоюзе, которые из-за этого запрашивают себе такое же вознаграждение.

В случае схемы "только зарплата" сотруднику платят фиксированную сумму в час, неделю, месяц или в год. Эта сумма не связана напрямую с результатами работы. Преимущества данной схемы: контроль со стороны розничной фирмы, уверенность сотрудников и известная сумма расходов на зарплату. К недостаткам относятся отсутствие гибкости для фирмы, недостаток стимулов для персонала, направленных на повышение эффективности, и наличие постоянных затрат. Обычно зарплату по этой схеме получают сотрудники низшего звена (например, офисные служащие и кассиры). В случае схемы "только комиссионные" заработки непосредственно связаны с результатами работы (например, с объемом продаж). Фиксированная сумма не выплачивается.

Преимущества этой схемы: гибкость розничной фирмы, связь вознаграждения с эффективностью работы сотрудника, отсутствие постоянных затрат и стимулы для персонала. К недостаткам относят возможное отсутствие контроля со стороны розничной фирмы над тем, как персонал выполняет задачи; риск малых заработков для сотрудников; изменчивость затрат розничной фирмы и отсутствие ограничений на заработки сотрудников. Только за комиссионные работают, как правило, продавцы автомобилей, недвижимости, страховок, мебели, ювелирных изделий и других дорогих товаров. Таков же принцип оплаты труда людей, работающих в сфере прямых продаж.

Чтобы объединить преимущества обеих схем, в некоторых розничных компаниях сотрудникам платят зарплату, плюс комиссионные. Вознаграждение такого типа получают, например, продавцы обуви, основных бытовых приборов и некоторые руководители. Иногда в дополнение к зарплате и/или комиссионным сотрудники получают премии. Обычно их дают за выдающиеся успехи в работе. В магазинах менеджеры на всех уровнях - национальном, региональном, окружном и на уровне магазина - получают фиксированную зарплату и премии, размер которых зависит от объема продаж, фонда заработной платы и от того, насколько удалось сократить уровень аж в магазине. В некоторых случаях руководители высшего звена (топ-менеджеры) в розничной торговле самостоятельно выбирают для себя систему вознаграждения (это называется "вознаграждение по принципу самообслуживания"). Руководитель сам выбирает комбинацию зарплаты, премии, отложенной премии, дополнительных льгот, страхования жизни, акционерного опциона (права купить акции льготной цене) и пенсионных льгот.

Один из самых болезненных вопросов, который приходится решать сегодня розничным торговцам, - это доля льгот в системе вознаграждения сотрудника. Особенно это касается пенсий и здравоохранения. В эпоху жесткой ценовой конкуренции, когда увешивается доля людей, занятых неполный рабочий день, и наблюдается резкий рост цен услуги медицинских учреждений, розничной компании нелегко найти баланс между желанием сотрудников вести определенный образ жизни и собственными финансовыми возможностями.

Актуальная дата: 20.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля