Собеседование, тестирование и рекомендации

Главная - Предприятие розничной торговли и менеджмент персонала - Собеседование, тестирование и рекомендации

Многие розничные фирмы, особенно мелкие, нанимают претендента, если во время собеседования он производит хорошее впечатление. Более крупные организации используют дополнительное средство отбора - тестирование. В этом случае кандидат, успешно преодолевший этап собеседования, должен пройти психологические тесты (тут будут оцениваться его характер, умственные способности, интерес к данной работе и лидерские качества) и/или квалификационные тесты (они помогают оценить знания и опыт кандидата, т.е. его пригодность к работе).

Тесты должны проводить и интерпретировать только опытные и квалифицированные специалисты. Стандартизированный экзамен нужно проводить только в том случае, если с его помощью можно достаточно точно предсказать, насколько эффективно будет работать претендент. Поскольку в квалификационных тестах речь идет о специфических умениях или знаниях (например, знание отрасли и методов розничной торговли, умение продемонстрировать товар покупателю), их легче интерпретировать, чем психологические. К тому же человек, продемонстрировавший высокую квалификацию, с большей вероятностью будет работать эффективно.

При тестировании розничные компании не должны нарушать федеральные и местные законы. Например, в США Федеральный Закон о защите наемных работников от проверок на детекторе лжи (Employee Polygraph Protection Act) запрещает фирмам применять детекторы лжи в большинстве ситуаций, связанных с приемом на работу в сфере розничной торговли (за исключением аптек).

Чтобы сэкономить время и добиться большей эффективности, некоторые компании, как мелкие, так и крупные, применяют компьютерное анкетирование и тестирование. Во всех торговых точках Ноте Depot и Target Stores есть киоски, где посетители могут подать заявление о приеме на работу, заполнить анкету и ответить на некоторые вопросы. Как говорит представитель компании Target, это помогает ускорить процесс найма и привлечь больше претендентов. Иногда можно подать заявление и в тот же самый день получить работу. Раньше для этого требовалось дней десять.

В Hot Topic, сети магазинов одежды и аксессуаров для подростков, применяется компьютерная анкета, в которой претендента спрашивают, может ли он работать в среде, где звучит громкая современная музыка.

Помимо собеседования и тестирования, розничные фирмы часто используют также такую форму оценки претендентов, как рекомендации. Их можно проверить либо до собеседования, либо после него. С людьми, давшими рекомендацию, связываются, чтобы увидеть, насколько искренне они отзываются о претенденте, проверить честность претендента, спросить предыдущего работодателя, почему данный сотрудник оставил работу, и проанализировать типы людей, которые ручаются за него. Такой запрос можно сделать по почте или по телефону; это недорогой, быстрый и достаточно простой метод оценки.

После того как кандидат успешно преодолеет этапы собеседования, тестирования и проверки рекомендаций, некоторые фирмы, прежде чем взять его на работу, заставляют его еще пройти медосмотр. Это связано с тем, что работа в розничной торговле часто предполагает значительные физические нагрузки, длинный рабочий день и сильное напряжение. И если у кандидата хорошее здоровье, то он наверняка получит работу. Опять же нужно отметить, что по отношению к медосмотру должны соблюдаться федеральные и местные законы.

Каждый этап в процессе отбора дополняет остальные. Все они, вместе взятые, дают розничной фирме полную информацию, необходимую для отбора персонала. Как правило, на розничных предприятиях применяют такие формы отбора, как должностные инструкции, анкеты, собеседования и проверку рекомендаций. Использование дальнейших собеседований, психологических и квалификационных тестов, а также медосмотра зависит от конкретного работодателя и должности. На ранних этапах отбора применяют недорогие методы (анкета), а более дорогостоящие и сложные (собеседование) - после значительного сокращения количества претендентов. Законодательство требует, чтобы вопросы в анкете и на собеседовании касались только выполнения рабочих обязанностей. Это означает, что все кандидаты должны иметь равные возможности и дискриминация недопустима ни в какой форме.

Возможность сделать карьеру в розничной торговле

Свыше 70% учеников средней школы, готовясь к поступлению в университет, начинают свою трудовую деятельность в розничной торговле, но только 3% из них действительно хотят работать в этой сфере. Если сотрудники не проявляют интереса к своей работе, то, как правило, они не предоставляют клиентам качественного обслуживания. За последние годы эта ситуация обострилась, так как спрос на качественную рабочую силу на рынке занятости стал превышать предложение. Для решения этой проблемы фирмы должны разработать более совершенные методы, которые помогут создать мотивацию у нынешних и будущих сотрудников и заставят их задуматься о карьере в розничной торговле.

Чтобы привлечь нужных претендентов, необходимо не только предложить конкурентную заплату, но и предоставить компенсационный пакет, который включает в себя медицинскую страховку и участие в прибылях. Это покажет, что фирма серьезно относится к продвижению сотрудников и готова предложить им соответствующие возможности для карьеры. Розничные торговцы должны рассказывать сотрудникам о возможностях карьерного роста. Здесь очень важны программы обучения, в ходе которых персонал получает знания о товарах, учится продавать, а также получает навыки управления.

И наконец, работа в розничной фирме должна быть построена так, чтобы сотрудник получал повышение за конкретные успехи в работе и чтобы по мере продвижения по служебной лестнице увеличивалась ответственность.

Актуальная дата: 20.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля