Организационная структура универсального магазина

Главная - Предприятие розничной торговли и менеджмент персонала - Организационная структура универсального магазина

Многие средние и крупные универмаги продолжают использовать организационную структуру, которая представляет собой модификацию схемы Мазура (Mazur plan), уже почти век после ее появления. В этой схеме все направления деятельности розничной торговли разделены на четыре функциональных направления: мерчендайзинг, реклама, менеджмент магазина, бухгалтерия и контроль.

1. Мерчендайзинг - закупка, продажа, планирование и контроль запасов, планирование мероприятий по продвижению.
2. Реклама - оформление витрин и внутренних выкладок товара, рекламные объявления, планирование и проведение мероприятий по продвижению (в сотрудничестве с менеджерами по мерчендайзингу), рекламные исследования, связи с общественностью ("паблик рилейшнз").
3. Менеджмент магазина - работа с товаром, предоставление услуг клиентам (например, подгонка одежды по фигуре), закупка оборудования магазина и торговых принадлежностей, материально-техническое обслуживание магазина, выполнение рабочих операций (получение товара, проверка, маркировка и доставка, наблюдение за складом), защита магазина и товаров (с помощью системы страхования и службы охраны), обучение и вознаграждение персонала, операции в рабочих помещениях магазина.
4. Бухгалтерия и контроль - предоставление кредитов и сбор платежей по кредитам, составление бюджета расходов и контроль за его выполнением, планирование и контроль товарно-материальных запасов, ведение учета.

Эти четыре направления организованы по линейному принципу (прямое подчинение и распределение обязанностей) и по функциональному принципу (консультации и поддержка). Например, главный бухгалтер и менеджер по рекламе дают консультации персоналу отдела мерчендайзинга, но внутри отделов существует линейная организационная структура. Отдел мерчендайзинга занимается закупками и продажами. Его возглавляет менеджер по мерчендайзингу, которого часто считают в магазине самым важным изо всех руководителей отделов. Он контролирует закупщиков, разрабатывает систему финансового контроля для каждого отдела, координирует планы продажи товаров по отделам и политику отделов (чтобы у магазина был устойчивый имидж, несмотря на разницу между отделами), анализирует экономическую ситуацию и ее влияние на магазин. В некоторых универмагах в каждом отделе есть свой менеджер по мерчендайзингу, поэтому количество закупщиков, которые отчитываются перед одним менеджером, не слишком велико.

В простейшей схеме Мазура закупщик полностью отвечает за контроль над расходами и за получение прибыли в своем отделе. К его обязанностям относятся: подготовка предварительных бюджетных планов, изучение тенденций моды, ведение переговоров с производителями относительно цен на товары, определение необходимого количества продавцов, информирование торгового персонала о закупленных товарах и тенденциях моды.

Объединение функций по закупке и продаже в одной должности (закупщик) может обернуться серьезной проблемой. Закупщики не могут постоянно присутствовать в торговом зале, поэтому ухудшается контроль над персоналом (обучение, составление графика работы и наблюдение). Увеличение количества магазинов-филиалов привело к появлению трех производных схемы Мазура.

Первый тип организационной структуры - курица с цыплятами-филиалами, в которой руководители из главного правления компании контролируют филиалы и управляют ими. Второй тип - отдельные магазины, где каждый филиал осуществляет закупки самостоятельно. И третий - равные магазины, где закупки проводятся централизованно, а филиалы становятся торговыми точками с одинаковым статусом.

В формате "курицы с цыплятами" большая часть полномочий остается у менеджеров из главного управления. Планирование и закупка товаров, реклама, финансовый контроль, часы работы универмага и многие другие вопросы решаются централизованно (в главном управлении). В основном все торговые точки работают по одинаковым стандартам. Директоры магазинов-филиалов нанимают сотрудников и контролируют их, а также несут ответственность за то, чтобы ежедневные операции магазина соответствовали политике компании. Эта формула дает прекрасные результаты, если филиалов немного и их клиенты предпочитают те же товары, что и клиенты главного магазина. Но по мере увеличения количества филиалов на закупщиков, директора по рекламе, главного бухгалтера и на других должностных лиц ложится слишком большая рабочая нагрузка, и они уже не могут уделять филиалам достаточно внимания. И поскольку персонал главного управления компании находится далеко от филиалов, различия в предпочтениях клиентов могут остаться незамеченными.

В формате "отдельных магазинов" менеджеры по мерчендайзингу находятся в филиалах и выполняют свою работу самостоятельно. Это позволяет быстро реагировать на изменение потребностей клиентов, но существует возможность того, что менеджеры главного управления и менеджеры филиалов (по мерчендайзингу) будут выполнять одни и те же функции. Иногда трудно координировать работу (например, поддерживать постоянный имидж магазинов). В такой системе задача по передаче товаров между филиалами становится более сложной и дорогостоящей. Данный формат оптимален в случае, если магазины большие, филиалы находятся на значительном расстоянии, а вкусы местных покупателей различны.

Формат "равных магазинов" позволяет универмагам получить преимущества и от централизации, и от децентрализации. Это самый популярный тип организационной структуры для сетей универмагов. Центральный офис осуществляет закупку товаров, а это предусматривает прогнозирование, планирование, приобретение, ценообразование, распространение товаров по филиалам и продвижение. Продажами, которые включают в себя представление товаров, собственно продажу, обслуживание клиентов и текущие операции магазина, руководит менеджер отдельного универмага. Все торговые точки, и главное управление в том числе, имеют одинаковый статус. Закупщики избавлены от обязанности контролировать большое количество сотрудников. Кроме того, закупщики меньше контактируют с клиентами, потому сбор данных играет очень важную роль. Ответственность более рассредоточена.

Актуальная дата: 16.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля