Классификация должностей

Главная - Предприятие розничной торговли и менеджмент персонала - Классификация должностей

Существует несколько категорий классификации должностей: по функциям, товару, географическому расположению или по комбинации этих факторов.

В классификации по функциям должности разделяют на группы в зависимости от выполняемых задач, таких как стимулирование сбыта, закупки товаров и операции магазина. Для этой категории должностей необходимы специальные знания. В классификации по товару должности разделяют на группы в зависимости от продаваемых товаров и услуг. Так, универмаг может нанимать сотрудников с различной квалификацией для отделов одежды, мебели, подарков, приборов и т.д. Сторонники этого подхода считают, что к сотрудникам, продающим разные товары, предъявляются разные требования. В этом случае также достигается более строгий контроль и более высокая ответственность.

Для сетей магазинов, работающих в разных регионах, применяется классификация по географическому принципу, т.е. нанимаются работники из определенных местностей. В этом случае сотрудники приспособлены к местным условиям, и им не нужно проходить этап адаптации. Директора магазинов-филиалов сами определяют должностные инструкции и необходимый уровень квалификации персонала. Некоторые фирмы, особенно крупные, используют классификацию должностей по нескольким категориям. Например, филиал сети магазинов по продаже одежды принимает на работу штат продавцов и контролирует их работу, но наймом и контролем персонала отдела закупок для каждой группы товаров занимаются в главном управлении фирмы. В данной ситуации имеет место классификация по таким категориям, как функция, товар и географическое расположение.

При планировании всей организационной структуры розничной фирмы должности необходимо рассматривать как части одного целого, а не отдельные единицы. Формат организационной структуры розничной фирмы должен разрабатываться согласованно и скоординированно. Должности, а также взаимосвязи между ними, нужно определить четко и ясно.

Как однажды заметил известный руководитель розничной фирмы, "успешный главный администратор не создает фирму. Он создает организационную структуру, а организационная структура затем создает бизнес. И другого пути нет".

Иерархия власти (или полномочий) определяет взаимосвязь между должностями в компании и описывает отношения подчиненности между сотрудниками (от самого низкого уровня до директора магазина или совета директоров). Иерархия власти обеспечивает координацию и контроль. Фирма с большим количеством сотрудников, которые отчитываются перед одним менеджером, имеет плоскую организационную структуру. Ее преимущества - это эффективная передача информации, быстрое решение проблем и четкое распределение должностей. Самой главной проблемой является то, что перед одним менеджером отчитывается слишком много людей.

В многоуровневой организационной структуре есть несколько уровней управления. Это означает, что контроль более строг, а одному менеджеру подчиняется меньше сотрудников. К проблемам можно отнести длинный канал коммуникаций (передачи информации), трудности для сотрудников низового уровня при получении доступа к персоналу высшего уровня и не меняющиеся устаревшие правила. Учитывая все сказанное выше, розничный торговец составляет организационную диаграмму, которая отображает иерархические отношения в компании.

Принципы создания организационной структуры розничной фирмы

1. Организация должна проявлять интерес к своим сотрудникам. Моральный дух персонала можно повысить с помощью таких мер, как ротация должностей, продвижение по служебной лестнице, участие в принятии решений, признание, повышение разнообразия работы.
2. Необходимо контролировать текучесть кадров, опоздания и прогулы, так как они могут свидетельствовать о проблемах с персоналом.
3. Должна прослеживаться субординация от самой высокой позиции до самой низкой. Другими словами, сотрудники знают, перед кем они отчитываются, и кто отчитывается перед ними (порядок подчиненности). Подчиненный должен отчитываться только перед одним, своим непосредственным начальником (принцип единоначалия). Это помогает избежать ситуации, когда сотрудники получают приказы, противоречащие один другому. Один менеджер может напрямую контролировать ограниченное количество сотрудников (норма управляемости).
4. Ответственность должна быть связана с соответствующими полномочиями. Сотрудник, который отвечает за выполнение какой-либо задачи, должен иметь полномочия для ее выполнения. Начальник может делегировать (передавать) полномочия, но он по-прежнему отвечает за своих подчиненных. Передача полномочий не может служить оправданием для менеджера, который не смог достичь цели.
5. Количество уровней в организации не должно увеличиваться слишком быстро. Чем больше уровней, тем больше времени необходимо для прохождения информации и тем более серьезными будут проблемы с координацией работы.

Помимо формальной структуры, которая отражена в организационной диаграмме, в компании есть также неформальная структура. Неформальные отношения оказывают очень большое влияние на работу организации, и они могут быть более существенными, чем формальные отношения и процедуры.

Актуальная дата: 16.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля