Методика работы с ситуациями в розничной торговле - для анализа

Главная - Определение розничной торговли, концепция маркетинга и обслуживание клиентов - Методика работы с ситуациями в розничной торговле - для анализа

В ситуациях для анализа представлены реальные или гипотетические случаи, связанные с деятельностью розничных предприятий. Цель анализа любой ситуации - развить ваши навыки решения проблем реального бизнеса на основе тех или иных логических схем. Проблемы, описанные в ситуациях, как правило, носят общий характер и не характерны исключительно для конкретного лица, фирмы или отрасли. Обычно в них рассматривается несколько элементов стратегии розничной торговли (а не только какой-то один).

Иногда материал, представленный в ситуации, может отражать какой-либо конфликт. Например, два менеджера расходятся во мнениях по поводу использования той или иной стратегии или существует несколько вариантов интерпретации одних и тех же фактов. При изучении ситуации вы должны внимательно проанализировать исходные данные и указать, какие конкретные действия нужно предпринять для оптимального решения главных проблем. При выборе действий необходимо учитывать информацию, представленную в ситуации, а также обстановку, в которой приходится действовать соответствующей фирме.

Этапы анализа ситуации

Анализ исходной информации должен включать следующие этапы (в указанной последовательности).

1. Рассмотреть факты, изложенные в рассматриваемой ситуации.
2. Определить основные проблемы.
3. Перечислить различные варианты действий, которые можно предпринять в данной ситуации.
4. Оценить различные варианты действий.
5. Предложить оптимальный вариант действий.

Анализ фактов, изложенных в рассматриваемой ситуации

Желательно перечитывать описание рассматриваемой ситуации до тех пор, пока вы полностью не усвоите всю исходную информацию. Подобное перечитывание помогает полностью уяснить все факты, возможные стратегии и вопросы, которые требуют дополнительного пояснения или которые, как оказывается, недостаточно усвоены вами прежде. Анализируя каждую из ситуаций, полезно представлять себя в роли консультанта по розничной торговле, нанятого фирмой, речь о которой идет в данной ситуации.

В то время как изложенные факты сомнению не подлежат, любые утверждения, суждения и решения лиц, речь о которых идет в данной ситуации, следует подвергать сомнению - особенно если они не подтверждаются фактами (или в тех случаях, когда мнения этих лиц расходятся). Анализируя исходную информацию, следует обращать особое внимание на ключевые факты, интерпретировать числовые данные и диаграммы, критически относиться к комментариям действующих лиц, оценивать рациональность прошлых и текущих решений и формулировать вопросы, ответы на которые могут оказаться полезными для решения ключевых проблем данной ситуации.

Определение основных проблем

Факты, изложенные в рассматриваемой ситуации, нередко указывают на основные проблемы, стоящие перед розничной фирмой (например, появление новых возможностей, изменение обстановки, снижение конкурентоспособности или избыточность товарных запасов). Постарайтесь выявить основные характеристики и возможные последствия этих проблем и проанализируйте их, используя исходные данные рассматриваемой ситуации и изученный вами материал сайта. Не исключено, что для этого придется изрядно потрудиться, поскольку основные проблемы и их характеристики, как правило, не лежат на поверхности.

Перечисление различных вариантов действий, которые можно предпринять в данной ситуации

Теперь необходимо указать различные варианты действий, с помощью которых, по вашему мнению, можно решить выявленные основные проблемы. Старайтесь предлагать варианты действий, исходя из их пригодности для конкретной фирмы и ситуации. Например, стратегия продвижения, пригодная для небольшого местного магазинчика канцелярских товаров, вряд ли подойдет для крупного магазина подарков, размещенного в региональном торговом центре.

Предлагаемые варианты действий должны учитывать категорию бизнеса, цели, тип потребительского рынка, общую стратегию, ассортимент товаров, наличие конкурентов, правовые ограничения, экономические тенденции, тенденции на рынке, финансовые возможности, способности персонала и источники поставок.

Оценка различных вариантов действий

Каждый из предложенных вариантов необходимо оценить на основе исходных данных рассматриваемой ситуации, основных проблем, стратегических концепций, изложенных в основном тексте книги, а также обстановки, в которой приходится действовать соответствующей фирме. Для анализа предложенных вариантов необходимо пользоваться определенными критериями. Необходимо также рассмотреть последствия и риски, связанные с каждым из предложенных вариантов действий. При этом принимайте во внимание важные данные, не содержащиеся в исходных данных рассматриваемой ситуации.

Выбор оптимального варианта действий

Ваш анализ ни в коем случае не должен сводиться лишь к краткому изложению рассматриваемой ситуации. Оценка, которую вам поставит преподаватель, будет зависеть от того, в какой мере вам удастся выявить основные проблемы, изложить и оценить различные варианты действий и сделать реалистичные выводы (с учетом размера рассматриваемой розничной фирмы, ее имиджа, наличия конкурентов и т.п.). Вы должны продемонстрировать хорошее понимание как принципов стратегического управления розничной фирмой, так и особенностей рассматриваемой ситуации.

Постарайтесь точно указать, какой именно из предложенных вариантов действий наиболее желателен для рассматриваемой розничной компании в ее нынешней ситуации. Помните, что ваша цель - с помощью логических рассуждений решить задачу из сферы розничной торговли. Этот процесс необходимо отразить в письменном отчете.

Актуальная дата: 15.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля