Торговая реклама

Главная - Рекламно-информационная составляющая коммерческой работы - Торговая реклама

Самая распространенная сфера рекламной деятельности - торговая реклама. Предмет рекламного воздействия - это определенные товары и услуги предприятий торговли и сами предприятия. Именно с помощью торговой рекламы реализуется целенаправленное распространение коммерческой информации о потребительских свойствах тех или иных товаров и о сопутствующих продаже товаров услугах. Цель рекламных мероприятий - создание реализуемым товарам и услугам, и конечно предприятиям, их реализующим, достаточной популярности для того, чтобы привлечь внимание потребителей. А конечная цель рекламной деятельности в торговле - наращивание объемов продаж товаров и получение прибыли.

Торговая реклама является составной частью маркетинга. Она должна правдиво и точно информировать потребителя о свойствах, качестве, ассортименте, возможностях потребления и иных данных о товаре и услугах. Оформление торговой рекламы должно всемерно отвечать современным, достаточно высоким эстетическим требованиям и быть взвешенным и просчитанным в плане расходов не нее. С помощью торговой рекламы покупатели должны тратить меньше времени на сам процесс приобретения определенных товаров и услуг. И безусловно торговая реклама должна способствовать увеличению производительности труда торговых работников (и руководящего персонала, и рядовых сотрудников торговых предприятий).

Важнейшие требования, предъявляемые к торговой рекламе, это конкретность, честность, целенаправленность, компетентность и гуманность. Для того, чтобы обеспечить конкретность торговой рекламы следует использовать убедительные цифровые данные и взвешенные аргументы. Честность рекламы предполагает использование только той информации, которая соответствует действительности.  Торговая реклама должна быть целенаправленной, то есть ее объектом является потребитель, а отправной пункт - рекламируемые товары и услуги. Что касается гуманности торговой рекламы, то в первую очередь ее воздействие должно способствовать гармоничному и социальному развитию личности. Компетентность торговой рекламы предполагает ее базирование на современных достижениях науки (в частности психологии) и искусства. Торговая реклама не вправе побуждать людей к агрессии или насилию, к опасным действиям любого рода, способным принести вред здоровью или безопасности граждан.

Законом РФ "О рекламе" регламентированы общие, а также специальные (специфичные) требования к торговой рекламе. В нем сформулированы базовые признаки той рекламы, которая может быть признана как недобросовестная, неэтичная, недостоверная, скрытая или заведомо ложная. В этом законодательном документе особое внимание уделено особенностям отдельных видов рекламы, специфике рекламы некоторых видов товаров и иным моментам и вопросам, которые связаны со спонсорством, с защитой несовершеннолетних лиц при производстве торговой рекламы, ее размещении или распространении.

В законе специальная глава определяет права и обязанности рекламодателей, производителей рекламно-информационных материалов и распространителей. В частности, производитель рекламы и распространитель рекламно-информационной продукции вправе потребовать, а рекламодатель обязан предоставить документальное подтверждение обрабатываемой рекламно-информационной информации. В случае, если деятельность рекламодателя подлежит обязательному лицензированию, то при рекламе товара или самого рекламодателя, последний должен предоставить соответствующую лицензию или ее надлежаще заверенную копию. В этом законе сформулированы и иные права и обязанности тех сторон, которые участвуют в рекламно-информационном процессе.

Отметим, что в законе "О рекламе" установлены полномочия федерального антимонопольного органа государственного контроля в области рекламно-информационной деятельности, а также определен порядок контр-рекламы на случай установления факта несоблюдения (нарушения) положений законодательства РФ рекламе и порядок возложения ответственности за ненадлежащую рекламу.

Отдельные вопросы и моменты торговой рекламы устанавливаются Законами РФ "О рынке ценных бумаг", "О средствах массовой информации",  "О защите потребителей от недобросовестной рекламы", "О наркотических средствах и психотропных веществах" и иными законодательными и нормативными положениями разных правительственных органов (в том числе региональных).

Международной торговой палатой в целях регулирования вопросов и моментов рекламной деятельности используется кодекс международной рекламной практики. Этот кодекс распространяется на все типы рекламно-информационного продвижения товаров и услуг, в том числе - на рекламу имиджа фирмы. Прежде всего - это инструмент самодисциплины, он применяется вместе с иными кодексами Международной торговой палаты. Перечислим их:

а) кодекс деятельности по стимулированию продаж;
б) кодекс маркетинговых исследований;
в) кодекс торговли по каталогам и прямой почтовой рассылки;
г) кодекс прямых продаж.

Международным кодексом рекламной практики установлены стандарты этичного ведения коммерческой деятельности и поведения, которых обязаны неукоснительно придерживаться все стороны, которые имеют отношение к рекламно-информационной работе: это и рекламодатели, и производители рекламных материалов (продукции), и средства массовой информации, а также прочие носители (включая Интернет-сайты). В основе содержания Кодекса лежат такие серьезные и важные нормы рекламы, как достоверность, честность и проч.

В законе "О рекламе" установлено, что государство представлять в рекламно-информационной сфере должен федеральный антимонопольный орган. Основными функциями государственного контроля применительно к торговой рекламе являются выявление случаев ненадлежащей рекламы, предупреждение виновных и пресечение таких фактов. Однако отметим, что действующим законодательством не предусмотрен предварительный контроль со стороны антимонопольных органов содержания торговой рекламы до начала ее распространения. Контролирующие органы вправе вынести предупреждение или наложить штраф на стороны рекламного процесса за случаи ненадлежащей рекламы, а также за отказ от контр-рекламы. Они могут предоставить в прокуратуру и иные правоохранительные органы собранные материалы для вынесения решения вопроса по существу (например, о возбуждении уголовного дела).

Уголовным кодексом (УК) РФ предусматривается ответственность за дачу заведомо ложной торговой рекламы. Например, использование в рекламно-информационной продукции заведомо ложных данных относительно товаров, услуг или работ, а также их исполнителей (изготовителей, продавцов), которое совершено из корыстных побуждений и причинило значительный ущерб, подлежит наказанию в виде штрафа размером от 200 до 500 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда, установленных на данный момент законодательно) или в размере зарплаты или прочего дохода осужденного (расчет ведется за период от 2 до 5 мес.), либо привлечением к обязательным работам сроком от 180 до 240 часов. Следует отметить, что УК РФ предусматривает за эти преступления в том числе арест на срок от 3 до 6 мес., либо лишение свободы сроком до 2 лет.

Актуальная дата: 25.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля