Порядок управления товарными запасами на торговых предприятиях

Главная - Порядок управления товарными запасами на торговых предприятиях

Процесс продажи товаров предполагает постоянное на торговых предприятиях товарных запасов. Именно грамотное формирование оптимальных размеров запасов товаров дает возможность предприятию торговли обеспечивать устойчивость предлагаемого покупателям ассортимента товаров, придерживаться определенной ценовой политики, повышать и улучшать уровень удовлетворения покупательского спроса. Разумеется, что все это требует удержания на каждом торговом предприятии выверенного уровня и оптимальной широты позиций ассортимента имеющихся товарных запасов.

Товарные запасы, которые формируются на торговых предприятиях, по своему назначению разделяются на:

- текущего хранения;
- сезонного хранения;
- досрочного их завоза.

Следует отметить, что основной массой всех запасов предприятия торговли являются товарные запасы первой позиции, то есть текущего хранения, и это вполне естественно. Они необходимы для налаживания процесса бесперебойной реализации товаров в данном периоде времени. Их следует постоянно пополнять, не допуская "провалов" - отсутствия тех или иных товаров в продаже.

Что касается товарных запасов второй позиции (сезонного хранения) и третьей (досрочного завоза), то порядок их формирования определяется, в первую очередь, по тем товарам, у которых имеет место существенный разрыв во времени от их производства (изготовления, выращивания и проч.) до их потребления. Кроме того, они формируются с учетом особенностей климатического, географического и специфического расположения предприятий торговли, а также на тех торговых предприятиях, которые размещены в местах, к которым из-за разлива рек, весенне-осенней распутицы или по каким-то иным причинам невозможно обеспечить регулярную доставку необходимых товаров.

Товарные запасы, которые создаются на торговых предприятиях, могут быть оценены:

- суммой запасов в денежном выражении;
- их количеством в натуральном выражении;
- размером запасов товаров в днях торгового товарооборота.

Товарные запасы находятся в состоянии непрерывного движения и обновления. Конечная стадия этого движения - потребление.

Основное назначение товарных запасов в звене опта - обслуживание заявок и потребностей оптовых покупателей, в звене розницы - обеспечение устойчивого и стабильного предложения товаров покупателям. Таким образом, в каждом из звеньев цепи товарного обращения ассортимент товаров является базисной, исходной точкой для расчета и формирования товарных запасов. Для поддержания оптимального уровня товарных запасов необходима четко налаженная и сбалансированная система управления ими, и немаловажный фактор в этой системе - профессионализм и коммерческая предусмотрительность ответственных торговых сотрудников.

Так как на предприятиях розничной торговли сконцентрирована подавляющая часть товаров, то от складывающегося уровня управления ими в рознице в серьезной степени зависит стабильность и качество товароснабжение населения. По этой причине в каждом конкретном магазине следует осуществлять непрерывный текущий контроль состояния товарных запасов. Этот контроль предусматривает не только проверку их соответствия установленным размерам, но и детальный повседневный мониторинг условий хранения товаров, которые должны соблюдаться неукоснительно.

Все более широкое применение в целях управления товарными запасами в розничных магазинах получает современная компьютерная техника в комплексе с торговым (профильным или стандартным) программным обеспечением. В первую очередь это современные кассовые терминалы с интегрированной системой учета и контроля товародвижения, принтеры и сканеры штриховых кодов и проч. С помощью такой современной и высокоэффективной техники, автоматизирующей торговые процессы, можно вести не только повседневный контроль за товарными запасами в отдельном магазине или в целой сети розничных точек, но и управлять прочими направлениями коммерческой работы (работа с поставщиками, вопросы ценообразования, прогнозирование спроса и сбыта и проч.).

Актуальная дата: 23.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля