Коэффициенты ассортимента

Главная - Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли - Коэффициенты ассортимента

В соответствии с требованиями Правил продажи отдельных видов товаров, которые утверждены Правительством РФ, ассортимент предлагаемых к реализации товаров, а также перечень оказываемых услуг самостоятельно определяются продавцом (розничным магазином и проч.) в строгом соответствии со специализацией и профилем его коммерческой деятельности. Однако, учитывая необходимость постоянной корректуры ассортимента товаров в связи с изменениями конъюнктуры рынка и прочими факторами влияния, в розничных магазинах, как и на оптовых торговых предприятиях, может применяться ассортиментный перечень товаров, который устанавливается для каждого отдельного розничного магазина в зависимости от типа торговой точки, размера имеющейся полезной торговой площади, его места расположения и иных факторов.

Наличие ассортиментного перечня дает возможность не только рационально и эффективно управлять ассортиментом товаров, но и системно контролировать его стабильность и полноту. Под стабильностью следует понимать постоянное наличие в магазине (на прилавке) товара конкретного вида, под полнотой товарного ассортимента - возможность широкого выбора разновидностей товара.

Эти характеристики могут быть математически определены применением коэффициентов полноты и стабильности товарного ассортимента.

Итак, коэффициент полноты товарного ассортимента (Кп) определяется по такой формуле:

Коэффициент полноты ассортимента

где Qф - фактическое количество имеющихся разновидностей товаров на момент проверки (обследования);
Qп - то количество разновидностей товаров, которое предусмотрено ассортиментным перечнем.

Коэффициент устойчивости или стабильности ассортимента (Ку) принято определять по следующей формуле:

Коэффициент устойчивости или стабильности ассортимента

где Qф1, Qф2 ... Qфn - фактическое количество имеющихся разновидностей товаров на момент отдельных обследований (проверок);
Qп - то количество разновидностей имеющихся товаров, которое предусмотрено товарным ассортиментным перечнем;
n - количество обследований (проверок).

Коэффициент устойчивости товарного ассортимента обычно принято определять за конкретный период времени (год, квартал, месяц).

В условиях жесткой конкуренции и перенасыщения рынка (предложение значительно превышает спрос) формирование ассортимента в розничном магазине становится значительно сложнее. Широта и глубина ассортимента во многом зависят и от квалификации торгового персонала розничных магазинов, и от профессионализма сотрудников коммерческих отделов торговых организаций и фирм, которые обязаны иметь обширную и достоверную информацию о текущем спросе покупателей, потенциальных и надежных источниках поступления товаров, о складывающихся ценах на товары и прочие коммерческие данные. Эта работа требует логического и последовательного подхода, умения оперативно собирать и систематизировать информацию из разных источников, быстрого реагирования в смысле принятия решений. Не повредит и немного удачи, замешанной на предпринимательской изворотливости.

Актуальная дата: 19.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля