Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях (магазинах)

Главная - Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли - Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях (магазинах)

В отличие от оптовых торговых предприятий формирование ассортимента товаров в точках розничной торговли (в частности, в магазинах) обладает своей спецификой. Тут необходимо учитывать прямое и косвенное влияние большого числа факторов.

На формирование ассортимента товаров в рознице оказывают влияние такие факторы, как:

- размер и тип розничного магазина, его оснащенность в техническом и технологическом плане;
- порядок товароснабжения сети предприятий розничной торговли (в первую очередь это касается наличия стабильных и надежных источников);
- общее число обслуживаемого населения (покупателей и членов их семей);
- транспортные условия и дорожная обстановка;
- наличие или отсутствие магазинов-конкурентов;
- некоторые другие факторы.

Один из важнейших признаков, который определяет тип магазина, - ассортиментный профиль. Соответственно первое, что необходимо брать в расчет при формировании ассортимента товаров, - это тип конкретного предприятия розничной торговли. Кроме того, в магазинах, принадлежащих к одному типу, но имеющих разную торговую площадь ассортимент товаров конечно же будет отличаться и по широте ассортимента, и по его глубине. При этом существенное влияние оказывает и оснащенность конкретного магазина, в частности - современным холодильным оборудованием.

Чтобы обеспечить в магазине постоянное предложение к реализации определенных товаров, нужно наладить тесные деловые связи с фирмами-оптовиками и добиться, чтобы магазин снабжался товарами из стабильных и надежных источников, по возможности - централизованно.

В формировании ассортимента товаров в торговых предприятиях розницы сильное влияние имеет социальный состав покупателей (обслуживаемого населения), характер трудовой деятельности посетителей магазина, уровень развития их культуры, надежность и объем социального обеспечения, уровень денежных доходов обслуживаемого населения. Нельзя не отметить и то, что весьма серьезным фактором является установленный уровень цен на продаваемые товары. А также следует максимально полно учитывать профессиональный, половозрастной и национальный состав обслуживаемого магазином населения, его обычаи и традиции, состав и структуру семей.

При формировании магазином ассортимента товаров следует в обязательном порядке учитывать наличие отдельных магазинов-конкурентов (или конкурентной сети), изучать представленный в них ассортимент товаров, уровень цен на продаваемые конкурентами товары, методы продаж, перечень предлагаемых ими дополнительных и сопутствующих услуг и проч.

Формирование ассортимента товаров в рознице как процесс условно можно разделить на 3 этапа, о которых - ниже.

Первый этап устанавливает групповой ассортимент продаваемых товаров, то есть определяет ассортиментный профиль розничного магазина. Эту работу следует проводить с учетом оптимальных принципов размещения точек розничной сети и с учетом данных маркетинговых исследований в плане целевого рынка. Таким образом можно определить роль и место магазина в общей уже существующей системе торгового обслуживания населения в городе, районе, на трассе и проч.

Второй этап устанавливает количественное соотношение отдельных групп товаров в розничном магазине, то есть подлежит расчету структура группового товарного ассортимента.

Третий этап определяет внутригрупповой ассортимент, то есть подбор тех или иных разновидностей товаров конкретной группы по разным признакам. И при этом в каждом розничном магазине должно быть безусловно обеспечено соответствие предлагаемого магазином ассортимента товаров имеющемуся текущему спросу у населения. Учитывается также воздействие разных факторов на выстраивание ассортимента товаров на каждом конкретном предприятии розничной торговли.

Подводя итог, резюмируем: формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях в первую очередь должно быть подчинено интересам как можно более полного удовлетворения требований и пожеланий населения (баланс спрос/предложение), то есть должна быть обеспечена полнота ассортимента тех товаров, которые хорошо известны населению (покупателям данного магазина), комплексность предложения этих товаров. И, конечно же, работа магазина обязана быть прибыльной.

В магазинах должны продаваться только товары хорошего качества, в противном случае покупателей можно растерять довольно быстро. И вряд ли они вернутся.

Актуальная дата: 21.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля