Формирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях

Главная - Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли - Формирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях

Важнейший принцип при формировании ассортимента товаров - обеспечение по возможности полного соответствия характеру складывающегося спроса населения, которое обслуживается клиентами предприятия-оптовика. Оно должно включать в себя комплексное удовлетворение покупательского спроса в рамках того сегмента рынка, который избран оптовым торговым предприятием. С учетом этих положений ассортимент товаров, которые предлагаются оптовым покупателям, во всех случаях должен быть достаточно широк и глубок. При этом широта ассортимента прямым образом определяется числом предлагаемых оптовым торговым предприятием товарных групп, подгрупп и конкретных наименований товаров, которые включены в номенклатуру, а глубина определяется числом имеющихся разновидностей товаров по тому или иному наименованию.

Широта и глубина ассортимента имеющихся на складах предприятия-оптовика товаров зависит от ассортиментного профиля клиентов (обслуживаемых оптовиком оптовых покупателей), размеров складских зданий и площадок, состояния текущего предложения (имеется ввиду конкурентная среда) на потребительском рынке, а также иных коммерческих факторов и моментов.

Один из принципов грамотного создания и поддержания товарного ассортимента на оптовом торговом предприятии - обеспечение устойчивости ассортимента, что является особенно важным, когда дело касается товаров повседневного спроса, ежедневно и регулярно приобретаемых покупателями. Устойчивый ассортимент дает возможность обеспечить ритмичное и бесперебойное товароснабжение торговых предприятий розницы, которые являются основными (по большей части) оптовыми покупателями.

И, наконец, один из важных принципов грамотного формирования товарного ассортимента на предприятии-оптовике - создание и обеспечение условий для его рентабельной коммерческой деятельности, что становится особенно сложно в условиях жесткой и не всегда корректной конкуренции.

Процесс формирования необходимого ассортимента товаров на складских площадях предприятий оптовой торговли с учетом изложенных нами принципов состоит, прежде всего, в четком определении перечня реализуемых товаров по основным группам и подгруппам. При этом следует исходить из возможности максимального удовлетворения запросов и требований оптовых покупателей с обязательным учетом их специализации в торговле конкретными товарами. В случае, если предприятие оптовой торговли снабжает в основном торговые точки розницы (ориентированные, скажем, на реализацию товаров повседневного спроса), то выстроенный им товарный ассортимент должен в первую очередь удовлетворять требования и пожелания именно этой группы клиентов.

Предприятие-оптовик, занимающееся торговлей исключительно товарами узкого ассортимента, обязано позаботиться о приемлемой глубине ассортимента в рамках соответствующих групп товаров и их наименований, в противном случае оно не сможет помогать в успешном формировании покупательских комплексов (и микро-комплексов) товаров в универсальных и профильных магазинах, которые им обслуживаются. Следовательно следующий этап формирования ассортимента - определение количества разновидностей товаров, готовящихся к реализации, по каждому конкретному наименованию. Само собой разумеется, что, формируя ассортимент товаров, коммерческие отделы фирмы-оптовика обязаны постоянно контролировать появление на рынке новых и "свежих" товаров и максимально быстро вовлекать эти товары в товарооборот.

Одновременно с этим коммерческие отделы оптовых торговых предприятий обязаны принимать оперативные меры для исключения из своей номенклатуры устаревших товаров, а также тех товаров, на которые спрос резко снизился.

Инструмент, с помощью которого регулируется ассортимент товаров на складе оптового торгового предприятия, - ассортиментный перечень. В этот перечень включаются те наименования товаров, которые соответствуют установленной оптовиком широте ассортимента, а также минимально требуемое число разновидностей товаров, которые должны постоянно быть в наличии на оптовом складе торгового предприятия. Ассортиментные перечни обычно разрабатываются на один год. В случае необходимости в течение этого года их можно корректировать. В них предусматриваются групповая и внутригрупповая структура, а также определяющие (модель, артикул и проч.) и дополнительные (рост, размер, полнота и проч.) признаки разновидностей закупаемых оптовиком у производителей товаров. Разработка ассортиментного перечня состоит из трех основных этапов.

Первый этап - определение перечня ассортиментных позиций. Тут необходимо учесть номенклатуру товаров, которые прошли через оптовое предприятие в отчетном (текущем) году, и номенклатуру товаров, которые указаны в спецификациях договоров поставки товаров в будущем году.
Второй этап заключается в расчете числа разновидностей конкретного товара по тому или иному основному признаку, то есть определяется по позициям (по каждой - отдельно) поступившее их количество за год.
Третий, заключительный этап, заключается в определении количества разновидностей каждого конкретного товара для формирования неснижаемого ассортимента. Это именно то количество, которое должно быть постоянно в запасах у оптового торгового предприятия и которое может быть предложено клиентам-покупателям в любое время.

Коммерческий отдел оптового торгового предприятия с помощью грамотно сформированного ассортиментного перечня осуществляет системный текущий контроль за полнотой, достаточностью и стабильностью имеющегося ассортимента товаров на складских площадях и за надежным снабжением этими товарами оптовых покупателей (розничных магазинов и проч.) своего целевого рынка.

Контроль за четким соответствием фактического товарного ассортимента ассортименту, указанному в перечне, должны выполнять специалисты-товароведы. Для этих целей могут использоваться торговые программные комплексы (специальное, а в некоторых случаях - стандартное программное обеспечение), с дублированием информации в журналах учета количественно-суммовых данных.

Актуальная дата: 21.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля