Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли

Главная - Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли

Предприятия-изготовители, которые производят товары, как правило выпускают довольно узкий ассортимент товаров. Это дает им возможность внедрять передовые технологии производства, улучшать ассортимент производимых товаров, эффективно работать над улучшением их качества. В связи с узостью ассортимента выпускаемые изготовителями товары требуют дальнейшей подсортировки под требования торговли, поскольку на торговых предприятиях сосредотачивается широкий ассортимент товаров, который представляет из себя сочетание продукции, изготавливаемой самыми разными производителями. Такое преобразование ассортимента (или подсортировка, как принято говорить в торговле) производится преимущественно на оптовых торговых предприятиях, через которые идет большая часть товаров сложного ассортимента. Следует отметить, что некоторая часть как продовольственных, так и непродовольственных товаров подлежит подсортировке на торговых предприятиях розницы (в магазинах, торговых точках и проч.).

Каждая отрасль торгового ассортимента (имеются ввиду товары продовольственные и непродовольственные) делится на определенные товарные группы. В них входят товары, которые объединяются по ряду общих признаков (по потребительскому назначению, по однородности исходного сырья и материалов, по степени сложности ассортимента). По потребительскому назначению все товары подразделяются на хозяйственные, спортивные, одежду, обувь, музыкальные, канцелярские и проч. В зависимости от однородности исходных материалов и сырья, из которых товары были изготовлены, их принято подразделять на изделия из кожи, металла, древесины, стекла, керамики и проч.

Особые свойства, которыми обладают товары, также являются довольно важным признаком их классификации. Например, с учетом ограниченных сроков продажи, необходимости поддержания специальных режимов хранения все товары подразделяются на скоропортящиеся товары и не скоропортящиеся.

По сложности ассортимента товары бывают простого ассортимента и сложного. Товарами простого ассортимента являются те, которые состоят из небольшого числа сортов или видов (например, поваренная соль, фрукты, стиральный порошок и проч.). Товары, которые имеют в пределах одного их вида расширенную внутреннюю классификацию по разным признакам (например, размер, фасон, рост и проч.), принято относить к сложному ассортименту (например, одежда, обувь и проч.).

Обеспечение достаточного уровня обслуживания своих оптовых покупателей и уверенного роста экономических показателей коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли в немалой степени зависит от грамотного и рационального подбора ассортимента товаров. Формирование ассортимента можно расценивать как процесс подбора и установки той номенклатуры товаров, которая соответствует текущему спросу покупателей и обеспечивает высокую прибыльность предпринимательской деятельности торгового предприятия.

Расчет, создание и фактическое формирование оптимального и сбалансированного ассортимента товаров в структурах, ведущих оптовую торговлю ТНП (товарами народного потребления), - одно из непреложных условий бесперебойного и стабильного снабжения торговых точек розничной сети тем ассортиментом товаров, который всемерно и полно удовлетворяет запросы, требования и пожелания конечных потребителей. Именно поэтому формирование взвешенного ассортимента товаров является важнейшей функцией коммерческих отделов на предприятиях оптовой торговли.

В своей работе по формированию ассортимента товаров нужно обязательно учитывать, что он обновляется постоянно и непрерывно. Этот процесс идет под влиянием таких факторов, как научно-технический прогресс, сезонные колебаний в потребительском спросе, быстро изменяющаяся мода и иных факторов. В связи с этим розничные торговые предприятия обязаны постоянно проводить работу по формированию активного спроса методом включения в предлагаемый ассортимент новых, только что появившихся на рынке товаров. В периоды сезонной торговли торговые предприятия розницы должны стремиться максимально расширять ассортимент этих сезонных товаров. Не менее важным является информирование покупателей о том, что появились новые товары.

Актуальная дата: 19.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля