Биржевая торговля и аукционы

Главная - Биржевая торговля и аукционы

Биржевая торговля и ее организация

Товарная биржу можно с полным основанием охарактеризовать, как организованный рынок, поскольку биржа представляет из себя особую форму по организации торговли теми или иными товарами по установленным и принятым участниками торговли правилам. К основным характеристикам биржевой торговли можно отнести:

- регулярное проведение торговли в точно установленном месте (в частности - биржевой зал);
- унификация и стандартизация базовых требований к качеству продаваемых товаров, условиям поставки и срокам отгрузки их покупателю;
- проведение торговли на базе встречных предложений продавцов и покупателей;
- заключение сделок с условиями поставки как товаров со склада (фактически имеющегося в наличии), так и в будущем периоде;
- котировка цен;
- урегулирование возникающих споров в арбитражной комиссии (отделе биржи);
- информационная и рекламная деятельность.

Говоря утрированно - товарная биржа призвана связывать свободно хозяйствующих субъектов (предпринимателей и коммерсантов) с производством и производителями товаров. На бирже субъекты, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность, встречаются для того, чтобы реализовать произведенную или имеющуюся в наличии продукцию и чтобы удовлетворить спрос.

Сам процесс купли-продажи на товарной бирже ведется через посредников по тем ценам, которые прямым образом зависят от предложения и спроса. Биржа является местом урегулирования, формирования и стабилизации рыночных цен. Кроме того, она является источником коммерческой (ценовой) информации о текущем состоянии рынка и самым непосредственным образом способствует максимально быстрому продвижению товаров из сферы его производства в сферу его потребления.

Биржевые торги обычно ведутся в биржевом зале товарной биржи, который разделен на отдельные секции или сектора. В каждой такой секции (или секторе) осуществляется торговля соответствующей группой товаров. Место, в котором заключаются биржевые сделки, принято называть биржевой ямой. По традиции эта площадь в торговом зале товарной биржи располагается несколько ниже уровня пола всего биржевого зала.

Текущая оперативная работа биржи (включая всю полноту ее информационной составляющей) обеспечивается применением мощной электронно-вычислительной системы, больших информационно-электронных табло, телефонной, модемной и прочих видов надежной и эффективной связи.

Аукционы и порядок организации торговли на них

На аукционе стартовую цену того или иного товара назначает сам продавец. Эта цена в ходе аукционных торгов увеличивается до максимально возможного уровня, обозначенного участником торгов, предложившим самую высокую цену. На финальную аукционную цену прямым образом влияет сложившийся на данный вид товара спрос (включая и процесс самих аукционных торгов), известность (в определенном смысле слова "элитность") аукциона, а также качество и интенсивность рекламно-информационной поддержки представленных на аукционе товаров.

Аукцион - коммерческая организация, которая располагает необходимыми для проведения торгов помещениями, обученным и аттестованным персоналом и соответствующим оборудованием. Чаще всего имеют место аукционы, которые организованы в виде акционерных обществ (ОАО, ЗАО). Аукционную торговлю могут вести и те организации, для которых торги базовым видом коммерческой деятельности не являются, однако в их уставных документах право на проведение аукционов предусмотрено. Сюда можно отнести аукционы, которые проводятся товарными биржами, художественными салонами, постоянно функционирующими выставками-ярмарками, лизинговыми компаниями (аукцион конфиската за невыплату) и проч.

По масштабу своей деятельности аукционы подразделяются на международные и национальные. Широчайшую известность и колоссальную популярность не только в России - как в стране владельце товара и непосредственном организаторе, но и во множестве зарубежных стран приобрели Санкт-Петербургский пушной аукцион и Московский аукцион племенных лошадей. В роли покупателей на этих аукционах выступают крупные оптовые зарубежные организации.

Специалисты различают аукционы по их видам. Например, в зависимости от схемы их организации аукционы бывают добровольными и принудительными, в зависимости от технологии их проведения - аукционы согласные и с понижением цен.

Аукционы добровольные организуются по инициативе владельцев тех или иных товаров (имущества) с целью их реализации на наиболее выгодных условиях. Аукционы принудительные могут быть организованы государственными органами и организациями для реализации конфискованных, неоплаченных, невостребованных товаров, невыкупленного либо заложенного имущества и проч.

Согласный аукцион (то есть аукцион с повышением цен) открывается с объявления минимальной продажной цены товара, которая установлена его продавцом. Покупатели делают к этой цене наддачи (надбавки определенным ценовым/денежным шагом). Величина наддачи должна быть не ниже той минимальной надбавки, которая установлена правилами проведения аукционного торга. В том случае если покупатели не предлагают очередное "шаговое" повышение цены, товар считается реализованным последнему покупателю, который предложил за него самую высокую цену. Этот метод ведения аукциона считается гласным. Если после объявления ведущим аукционистом минимальной надбавки участники соглашаются поднять цену на определенную величину надбавки условными знаками, а аукционист оглашая новую цену на лот, не называет при этом покупателя, то этот метод проведения аукциона считается немым или негласным. При таком способе аукционного торга имя покупателя сохраняется в тайне. Такой порядок аукционных торгов чаще всего имеет место при продаже драгоценностей, дорогих предметов искусства и раритетных вещей.

На аукционах, проводимых по схеме понижения цен, сначала оглашается несколько завышенная начальная цена. В процессе ведения торгов она постепенно снижается до момента получения согласия на покупку товара со стороны одного из покупателей - участников аукциона. Понижение цены ведется шагом заранее установленных скидок.

При организации аукционной деятельности следует руководствоваться Положением об аукционе, которое утверждается общим собранием акционеров (учредителей, участников, пайщиков и проч.). Руководство подготовкой и ведением аукционных торгов осуществляет аукционный комитет. В его состав включаются: директор аукциона (управляющий), эксперт, коммерсант, бухгалтер, юрисконсульт, специалист по маркетингу и ведущий-аукционист. Каждый член аукционного комитета обязан выполнять функции, которые прямо определены его должностными обязанностями.

Вообще говоря, аукционы в России еще не набрали той популярности и широты, которая свойственна аукционным торгам в других странах мира (в первую очередь это относится к Соединенным Штатам и странам "Старой Европы"). Там аукционы проводятся даже на местном (иногда - муниципальном, порой даже деревенском) уровне, проходят они на удивление бойко и полностью оправдывают возлагающиеся на них коммерческие надежды как со стороны продавцов различных товаров, так и со стороны рачительных покупателей. Это и рыбные аукционы, и аукционы бывших в употреблении автомашин, и даже аукционы старья и ненужных вещей, которые, оказывается, выгоднее продавать через аукционные торги, нежели просто на "блошином" рынке.

Актуальная дата: 26.04.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля