Порядок заключения договоров и исполнения обязательств по ним

Главная - Договоры и сделки в торговле - Порядок заключения договоров и исполнения обязательств по ним

Базовая основа заключения договоров состоит в принципе свободного волеизъявления всех сторон, которые имеют намерение заключить договор. Таким образом, чтобы признать договор заключенным (юридически полновесным и надлежащим образом согласованным всеми сторонами), необходимо соблюдение условия соответствия воли каждой стороны и свободы волеизъявления.

Стандартный порядок заключения договоров подразделяется на нижеперечисленные этапы:

- одна сторона направляет другой стороне (потенциальному партнеру) оферту;
- вторая сторона рассматривает предложенную оферту и если все условия ее полностью устраивают, производит акцепт (подписание);
- первая сторона получает акцепт.

Гражданский кодекс РФ признает офертой адресованное одному или многим определенным лицам коммерческое предложение, которое достаточно точно и ясно выражает намерение стороны, сделавшей это предложение, юридически считать себя подписавшей договор со стороной-адресатом (адресатами), которыми будет принято это конкретное предложение. Любая оферта обязана содержать в себе существенные и по возможности полные условия договора.

Таким образом, чтобы то или иное предложение заключить договор можно было бы на законных основаниях признать офертой, это предложение должно полностью отвечать таким базовым требованиям:

- в этом предложении должен быть четко указан адресат, кому оно направляется (одно или много определенных лиц);
- это предложение должно содержать наиболее важные и полные условия договора;
- оно должно выражать всю полноту намерений той стороны, которая направила оферту (эта сторона именуется оферент);
- оно должно связать себя подписанным договором в случае, если адресат (или адресаты) оферты (именуемый акцептант или акцептанты) принял направленное ему коммерческое предложение.

Оферта связывает выдавшее ее лицо начиная с того момента, когда она получена адресатом. Именно с этого момента оферта является фактически безотзывной, то есть она не может быть отозвана (дезавуирована) в течение того срока, который установлен для ее акцепта. Это правило действует в случае, если иные положения не предусмотрены непосредственно самой офертой или они не вытекают из сути коммерческого предложения или сложившейся обстановки, в которой было сделано это предложение. В случае, если извещение об отзыве (дезавуировании) оферты поступило к адресату (или адресатам) раньше или одновременно с офертой, последняя юридически считается неполученной.

Особый вид оферты - публичная оферта, она адресована неопределенному (не конкретизированному) кругу лиц и потенциальных партнеров. Это могут быть рекламные и прочие коммерческие предложения, которые содержат все важнейшие и определяющие условия договора. Из этих условий прямым образом следует волеизъявление лица, делающего определенное предложение, заключить с потенциальны клиентом (покупателем, потребителем услуг, посредником и проч.) договор на условиях, указанных в тексте предложения. Отметим, что этот договор по закону может быть заключен с любым, кто согласится на это вполне конкретное предложение.

Интересный момент: в случае, если коммерческое и иное предложение не содержит всех важных и определяющих условий договора, то их следует рассматривать как приглашение предлагать свои оферты (если иных положений прямым образом в коммерческом предложении не указано).

Следует обратить внимание на то, что в публичном предложении (оферте) о заключении договора на основании закона "О рекламе" каждый рекламодатель должен указывать срок действия рекламы, которая выступает и в качестве ожидания оферт со стороны потенциальных партнеров, и как публичная оферта сама по себе. Кроме того, рекламодатель должен давать точную и исчерпывающую информацию о количестве товаров, реализуемых на условиях оферты. То же касается разного рода услуг. Если рекламодатель уклоняется от заключения договора после того, как в установленном действующим законодательством порядке получил акцепт, акцептант может обратиться в арбитраж или в суд с абсолютно законным требованием о заключении договора. Кстати, в исковом заявлении может фигурировать и требование о возмещении убытков, которые причинены ему необоснованным отказом этого рекламодателя в заключении договора.

Актуальная дата: 15.08.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля