Подъемно-транспортное оборудование в складском хозяйстве

Главная - Технологическое оборудование, применяемое на товарных складах - Подъемно-транспортное оборудование в складском хозяйстве

Давайте рассмотрим принятую классификацию подъемно-транспортного оборудования в складском хозяйстве по одному из определяющих признаков - то есть по функциональному назначению этого оборудования. По этому признаку его принято подразделять на 3 основных группы:

- складские грузоподъемные машины и механизмы;
- складские транспортирующие машины и устройства;
- складские погрузочно-разгрузочные машины.

К первой группе грузоподъемных машин и механизмов следует причислить краны, лебедки, грузовые лифты и электрические тали. В складском хозяйстве краны используются для перемещения имеющихся грузов в горизонтальном и вертикальном направлениях. Краны на складах бывают в основном мостовыми и консольными, автомобильными и козловыми, применяются также краны-штабелеры.

Мостовой кран - это грузоподъемная машина, которая передвигается по рельсам, уложенным на выступах стен складского помещения или на специальных колоннах. Мостовой кран применяется для перемещения контейнеров и тяжеловесных грузов обычно в закрытых помещениях складов и под навесами, но довольно часто он находит применение и на открытых складских площадках. Мостовые краны чаще всего имеют грузоподъемность до 10 тонн, они имеют возможность осуществлять подъем груза на высоту до 16 метров.

Консольный кран предназначен для складских операций с грузами относительно небольшого веса и малых габаритов. Кран этой конструкции используют для перемещения грузов от одного рабочего места (точки) к другому. Консольные краны бывают напольными и настенными, они могут прикрепляться к колонне помещения склада. Поворотная дуга консоли крана может достигать угла в 360 градусов.

Автомобильные краны используют для организации погрузочно-разгрузочных работ на объектах, которые рассредоточены (как в пределах одного складского хозяйства, так и вне его пределов). Они являются самоходными погрузочно-разгрузочными механизмами, которые смонтированы на специально оборудованных автомобильных шасси. Грузоподъемность современных автомобильных кранов варьируется от 5 до 55 тонн. Они могут поднимать груз на достаточно большую высоту, а современные автомобильные краны с телескопической мачтой, применяемые в складском хозяйстве, иногда могут составить конкуренцию по высоте подъема башенным строительным кранам.

Электрический козловый кран грузоподъемностью до 30 тонн максимально широко используется в отечественном складском хозяйстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в пределах открытых складских площадок и торговых оптовых баз. Кран этого типа перемещается по подкрановым рельсовым путям, которые уложены чуть выше планировочных отметок земли. Следует отметить, что электрические козловые краны имеют довольно высокую производительность.

Кран-штабелер предназначен для механизации операций погрузочно-разгрузочного характера в закрытых складских помещениях при переработке тарно-штучных изделий и грузов. Краны-штабелеры бывают мостовыми и стеллажного типа. Мостовой кран-штабелер - это механизм, который состоит из кранового моста и грузового захвата на вертикальной колонне. Перемещается он по рельсовым путям, которые устроены на несущих строительных конструкциях складского здания или сооружения. Кран-штабелер стеллажного типа - это подъемно-транспортная машина, которая состоит из тележки и выполненной на ней вертикально расположенной рамы, а также двигающейся по этой раме подъемной платформы, имеющей грузовой захват. В зависимости от своей конструкции стеллажные краны-штабелеры передвигаются по рельсовым путям, которые уложены на полу складского помещения либо размещены на стеллажах. В складском хозяйстве краны-штабелеры применяются для укладки грузов и изделий на стеллажи и в штабеля довольно большой высоты, в том числе для комплектации ассортимента товаров при отборке их с мест хранения на складе.

Грузовой лифт - это особое грузоподъемное устройство прерывистого (эпизодического) действия, применяемое для спуска и подъема грузов. Грузоподъемность современных лифтов, применяемых в складском хозяйстве, варьируется от 200 кг до 10 тонн.

Лебедки в складском хозяйстве применяют для вертикального подъема (подъемные лебедки) и горизонтального перемещения (тяговые лебедки) различных грузов. Они могут иметь ручной и электрический привод. Тяговые усилия стандартных лебедок варьируются от 1 до 10 тонн.

Электрическая таль (электроталь) - это механизм с электроприводом, который служит для горизонтального и вертикального перемещения различных грузов, подвешенных на крюк. Операция горизонтального перемещения осуществляется обычно вдоль специального подвесного однорельсового пути. Электрической талью управляют с помощью пульта (кнопочного механизма). В складском хозяйстве чаще всего находят применение электротали грузоподъемностью от 1 до 10 тонн с высотой подъема грузов от 3 до 30 метров.

Ко второй группе грузоподъемных машин и механизмов (транспортирующие машины и устройства) следует отнести конвейеры, грузовые тележки напольного типа, гравитационные устройства и некоторые иные виды специального оборудования, применяемого в складском хозяйстве.

Конвейеры (транспортеры) - это транспортирующие грузы машины, действующие непрерывно. В зависимости от применяемых конструктивных особенностей грузонесущих органов этих машин они могут быть ленточными, пластинчатыми и роликовыми. В складском хозяйстве конвейеры применяются для горизонтального перемещения (в отдельных случаях перемещение грузов может быть слабонаклонным) штучных и сыпучих грузов.

Грузовые тележки напольного типа применяются при горизонтальном и слабонаклонном перемещении грузов в складском хозяйстве. Они могут быть ручными и электрическими. Электрические тележки применяются в целях перемещения грузов на крупных складских комплексах на расстояния до 1000 м. Их стандартная грузоподъемность составляет от 500 до 2000 килограммов. Ручные тележки напольного типа изготавливаются на трех или четырех колесах, их грузоподъемность чуть меньше электрических и варьируется от 250 до 1000 кг. Грузовые тележки напольного типа применяют в складском хозяйстве для транспортировки штучных грузов.

Электротяги применяются для горизонтального перемещения по территории складов прицепных тележек, а также колесной тары-оборудования. Допустимая общая масса перевозимых электротягами грузов не превышает 1500 кг.

Гравитационные устройства складского хозяйства - это разнотипные гравитационные конвейеры, в том числе вертикальные спуски. С их помощью груз перемещается в заданную точку под действием его силы тяжести (самоспуском).

Третья группа погрузочно-разгрузочных машин - штабелеры и вилочные погрузчики. Они предназначены для проведения погрузо-разгрузочных операций, перемещения грузов внутри складских помещений и территорий, а также для складирования этих грузов. Вилочные погрузчики подразделяются на автопогрузчики и электропогрузчики.

Автопогрузчики оснащены двигателем внутреннего сгорания (ДВС), в связи с чем они применяются для погрузочно-разгрузочных операций только на открытых складских площадках. Их стандартная грузоподъемность варьируется от 3 до 10 тонн, высота подъема не превышает 8 метров.

Электропогрузчики - это машины безрельсового напольного электрифицированного складского транспорта, которые приводятся в движение электродвигателем, питаемым от аккумуляторов. Основной рабочий орган электропогрузчика - вилы, которые служат для надежного подхвата груза, подъема этого груза с последующей транспортировкой и укладкой на новое место. Выпускаются электропогрузчики грузоподъемностью от 1 до 5 тонн (импортные образцы имеют значительно более высокие характеристики), максимальная высота подъема груза составляет 6 м. С помощью электропогрузчика тарно-штучные грузы перемещаются в горизонтальном направлении и далее укладываются на стеллажи и в штабеля. Следует сказать, что эти машины обладают высокой степенью маневренности. Они широко применяются для выполнения складских операций, связанных с погрузкой и разгрузкой бортовых автомобилей, железнодорожных вагонов, автоприцепов.

Электроштабелеры следует также отнести к машинам безрельсового напольного транспорта. В складском хозяйстве их применяют для выполнения складских операций и манипуляций с грузами в закрытых помещениях, имеющих ровное и твердое покрытие пола. С помощью электроштабелеров с высокой степенью оперативности можно производить укладку тарно-штучных грузов в штабеля и стеллажи на высоту до 5 м. Их стандартная грузоподъемность варьируется от 0,8 до 2 тонн.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля